Хостинг от uCoz

Разработаем проект вместе
Дистанционный курс "Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов"

[ Описание ][ Тема 1 ][ Тема 2 ][ Тема 3 ][ Тема 4 ][ Тема 5 ][ Тема 6 ][ Тема 7 ][ Итоги ]

Тема 4. Разработка сетевого учебного проекта

Сроки проведения с 21 декабря 2007 г. по 20 января 2008 г

4.1. Этапы разработки сетевого проекта

Теперь, когда Вы выбрали учебную тему и у Вас в запасе есть интересное исследование, самое время продумать организационные моменты проведения проекта.

Шаг 1. Продумать этапы проекта и сроки их проведения.

Каждый проект по-своему уникален. И время проведения каждого его этапа зависит от многих факторов. Если мы хотим, чтобы его участники провели какие-то измерения или замеры, то нужно учесть не только продолжительность эксперимента, но и время на оформление его результатов и время на пересылку материалов.

Если Ваше исследование предполагает обмен мнениями между участниками, то нужно предусмотреть способы общения.

Викторина, если она необходима, может быть составлена Вами или состоять из вопросов, присланных участниками. Во втором случае необходимо предусмотреть время для составления и отправки вопросов и быть готовым к тому, что этих вопросов окажется не достаточно много или они попадут к Вам с большим опозданием. Кроме вопросов, хорошо бы спросить у участников и ответы на них, иначе Вам придется много попотеть, находя их самостоятельно. Но проверить качество ответов все же необходимо, а значит нужно, чтобы участники прислали еще и источник информации. Хотя и наличие источника не спасет Вас от спорных ответов: ведь часто разные источники содержат противоречивые факты об одном и том же.

Ответы на викторину

  1. если вопросы простые и из учебной программы потребуют 5-6 дней (1-2 дня получение результатов - у людей могут быть трудности с получением почты, 1-2 дня на поиск ответов, 1 -2 на оформление и отправку)
  2. если вопросы требуют анализа и поиска можно увеличить время на неделю-две (чтобы определить необходимое время, лучше всего опробовать викторину у себя в школе или проверить на собственных детях)
  3. оценка результатов для новичков займет не менее недели. Не стоит загонять себя в жесткие рамки, лучше предусмотреть резерв времени, чем потом отвечать на взволнованные письма участников.

Творческое задание

  1. требует длительного времени (три недели и более)
  2. лучше заявить темы творческих заданий в начале проекта, тогда у участников будет время на обдумывание.

Исследование

У каждого из нас свой способ мышления, чтобы не получилось, как у лебедя, рака и щуки, нужно тщательно продумать условия проведения и формы оформления результатов исследования. Любая неточность и двусмысленность могут привести к тому, что участники проекта проведут вовсе не те исследования, которые Вы ожидали. Или соберут не все данные, что не позволит Вам проанализировать результат.

Шаг 2. Продумать, какие сведения об участниках вы хотели бы иметь и запросить их при регистрации проекта, когда проект уже идет или закончился это сделать сложнее. На мой взгляд, анкета обязательно должна содержать:

  • Название команды
  • ФИО руководителя
  • ФИ участников
  • Класс, школу
  • Адрес почтовый
  • Адрес электронный

Для одушевления работы можно включить девиз или жизненное кредо каждого участника, фото команды. На сколько помогает наличие визитной карточки участника или приветствия команды, Вы, надеюсь, поймете сами.

Шаг 3. Продумать критерии и форму оценки каждого этапа проекта

Формы оценивания:

  • Единоличная оценка координатором проекта, согласно заранее объявленным критериям
  • Коллективная оценка – каждый участник или команда выставляет свои оценки другим участникам, согласно разработанным критериям, координатор подсчитывает средний балл
  • Коллективное обсуждение в форумах и чатах; (см. приложение 1)
  • Обсуждение в малых группах

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

  • Соответствие теме
  • Наличие исследования
  • Грамотность
  • Дизайн
  • Оригинальность

Если в Вашем проекте предусмотрена коллективная оценка, не стоит увлекаться количеством и разнообразием критериев. Их не должно быть более 3-5. Оценивать чужие работы для детей занятие приятное, но в разумных пределах!

Шаг 4. Продумайте, как будет происходить обмен информацией между Вами (координатором проекта) и его участниками.

Пересылка файлов по электронной почте имеет некоторые нюансы. Объем почтовых ящиков, как правило, ограничен. И если Вы не ограничите объем (размер в байтах) пересылаемой информации, то он может переполниться, и часть информации Вы просто потеряете. Кроме этого пересылка больших объемов информации требует немалого времени, а, следовательно, повлечет определенные денежные затраты.

Оговорить стоит, кстати, не только объем, но количество пересылаемых файлов. Если Вы не оговорили заранее, одна команда может, например, прислать 5 творческих работ, другая одну. Каким образом Вы будите оценивать их работу?

Форма представления информации тоже может стать предметом разногласий. У Вас может просто не оказаться программного продукта с помощью, которого можно будет открыть присланный вам файл.

Стоит заранее оговорить форму представления информации, и даже способы упаковки (сжатия) этой информации, т.е. указать доступные Вам архиваторы.

Если Вы допускаете на одном и том же этапе проекта разные формы оформления результатов, не забудьте, что Вам придется их потом оценивать, и критерии оценки должны быть таковы, чтобы выбор формы не влиял на оценку.

Чтобы ни одно письмо не потерялось, продумайте, какое ключевое слово, отличающие Ваш проект от всех других, Вы будете писать в теме письма.

Еще одно обстоятельство, о котором следует побеспоится заранее:Придумайте универсальную форму для названий пересылаемых файлов

Если Вы не оговорите этого (и к сожалению, даже если и оговорите), участники проекта будут именовать свои файл, как кому заблагорассудится. При этом Вы получите несколько файлов с одинаковыми названиями, например, "задание", "ответ" и т.п. Причем чаще всего в содержании файла так же ничего не будет говориться о тои, какая команда его создавала. Вы превращаетесь в детективов, и тратите маччу времени на поиск авторов и переименование файлов.

Поэтому, продумайте

  • универсальное имя для пересылаемых файлов.
    Например, <этап>_<название_команды>.<тип_файла >(1этап_Мудрецы.doc), или <краткое_название_проекта>_<этап_команда>.<тип_файла> (Курс_4этап_Мудрецы.ppt)
  • какие слова должна писать команда (участник) в начале каждого пересылаемого файла.
  • ключевые фразы, которые участники будут писать в теле и теме письма.

Шаг 5. Продумать, как вы будете награждать победителей (грамоты, призы, виртуальные дипломы, благодарности) При этом подумайте, а чтобы вы предпочли получить сами. Из опыта скажу, что учителя больше любят официальные бумаги, а дети призы.

Шаг 6. Продумать аннотацию проекта. Аннотация проекта – это визитная карточка Вашего проекта. Поэтому она должна кратко отражать суть и изюминки Вашего проекта. Язык аннотации не должен быть формальным, стройте ее по законам хорошей рекламы. (см. Приложение 6)

Шаг 7. Создать в Publisher эскиз сайта проекта и разместить его в сети. Наличие сайта проекта не обязательно, но облегчает общение, если задания каждого этапа не только посылаются участникам по электронной почте, но и размещаются своевременно на сайте проекта. Эскиз должен обязательно содержать аннотацию проекта, график его проведения, критерии оценки творческих работ (по возможности и других этапов проекта), рекомендации участникам и учителям. Хорошо, если на сайте своевременно появляются задания, результаты их выполнения, список участников, лучшие творческие работы.

Пока проект идет, ваши продвинутые дети могут создать согласно эскизу сайт на HTML (например), который будет занимать меньший объем и, следовательно, быстрее загружаться. Если Вы сами способны создать такой сайт, не стоит тратить время на его реализацию в Publisher, т.е. сайт в Publisher имеет большой объем и будет долго загружаться.

Шаг 8. Продумайте, какие методические материалы нужно подготовить для Вашего проекта, чтобы облегчить его проведение в другой школе, ведь хороший учебный сетевой проект должен быть таким, чтобы для каждой отдельно взятой школы-участницы его можно было рассматривать, как внутришкольный. Как помочь учителю правильно организовать работу с детьми в своей школе. (см. приложения 4-5)

Шаг 9. Опубликовать информацию о своем проекте, чтобы привлечь к нему участников.

Информацию о проекте можно опубликовать, например, в «Педсовете по средам», поместить на каком-то образовательном сайте, опубликовать в газете, просто послать Вашим заинтересованным коллегам по известным электронным адресам. В любом случае, посылая информацию о проекте, придерживайтесь следующего плана:

  • Название проекта
  • Авторы
  • Чья идея проекта, кто принимал участие в разработке, консультанты, эксперты, спонсоры
  • Краткое обоснование выбранной темы с точки зрения ее актуальности, перспективности.
  • На какую предметную область (предметы) рассчитан проект, межпредметные связи.
  • Предполагаемый возраст участников (класс)
  • Цели и задачи проекта.
  • Аннотации
  • Краткая характеристика проекта. Используемые методы обучения и педагогические технологии.
  • Этапы и сроки проведения проекта
  • Когда и в какой форме будут подведены итоги. Как будут использоваться данные (результаты, материалы), полученные в ходе проведения проекта.
    (см. приложение 7)

4.2. Пример планирования телекоммуникационного учебного проекта.

(по результатом тренинга 8.12.06)

Телекоммуникационный проекты по информатике «Авторские права в Интернет»

Цель: Воспитание информационно грамотной личности, умеющей пользоваться и соблюдать авторские права.

Задачи проекта:

  1. дать представление об авторских правах;
  2. научить соблюдать авторские права;
  3. обобщить информацию об авторских правах и их использования в мини-справочнике.

Этапы проекта.

1 этап Регистрация, представление команд.

Представить команду цитатами известных авторов или выдержками из произведений с указанием авторов.

2 этап.Обучающий.

Выполняются задания по изучению терминологии, связанной с авторскими правами в Интернет, с законами. Организаторы готовят «полезные ссылки», список литературы, термины и названия статей законов или законы.

3 этап. Исследовательский. «Ситуации (кейс)».

Командам рассылаются задания с ситуациями, которые надо исследовать, разрешить, с учетом соблюдения авторских прав.

4 этап. Творческий. «Настольная книга».

Создать настольную «мини книгу» для пользователей Интернета, в которой в краткой и наглядной форме представлена информация об авторских правах, способах их соблюдения, правила цитирования источников информации, возможности защиты своих прав.

Итог работы – настольная книга «мини справочник» (шпаргалка).

4.3. Рекомендации по проведению телекоммуникационных проектов.

(выработаны во время тренинга 9.11.06 г. координаторами и участниками творческой группы «Методические основы разработки телекоммуникационных учебных проектов»)
  1. Время проведения проекта должно учитывать индивидуальные особенности участников.
    1. Сроки проведения не более 2-х месяцев.
    2. Учитывать при формировании сроков, что в каникулярное время учащиеся, как правило, не могут (да и не должны) принимать участие в проекте.
    3. Необходимо оставлять время между этапами для поведения итогов и рассылки заданий нового этапа.
    4. Желательно, чтобы сроки проведения проекта соответствовали учебному плану по предмету или событиям, которые описываются в проекте.
  2. Задания проекта должны соответствовать заявленной возрастной категории участников.
    1. Не утяжелять проект большим количеством этапов.
    2. Предусмотреть приемлемые для данного возраста способы оформления результатов.
    3. Указаны технические средства, необходимые участникам проекта.
    4. Для малышей предусматривать такие задания, оформление результатов которых не предполагает обязательного участия взрослых.
  3. Должно быть соответствие результата целям.
    1. Критерии оценки результатов составлены в соответствии с целями этапа (проекта).
    2. Необходимо предоставлять критерии оценки каждого этапа участникам проекта заранее, лучше всего вместе с заданием.
    3. Оценивать согласно заявленным критериям, не добавлять баллы командам за то, что не было предусмотрено на данном этапе.
    4. При неверной оценке организаторами проекта предполагаемых результатов, в случае существенного «перевыполнения» какими-то участниками заданий, учитывать первоначальные критерии и не давать за перевыполнение балл соизмеримый, а тем более больший, чем максимальная заявленная оценка.
    5. Предпочтение (бальное) отдавать тем критериям оценки этапа, которые оценивают работу ученика, а не учителя.
  4. Открытость результатов.
    1. Высылать результаты выполнения каждого этапа не позднее чем через неделю после его проведения, а не после проведения всего проекта целиком.
    2. Отправлять вместе с результатами викторины или олимпиады правильные ответы на вопросы.
    3. Знакомить участников с присланными другими командами материалами.
    4. Помещать на сайте проекта лучшие работы или знакомить с ними учащихся после прохождения этапа.
  5. Координация проекта должна быть четкой, но учитывающая индивидуальные особенности участников.
    1. Автору проекта необходимо продумывать обратную связь между ним и участниками проекта.
    2. Координатору проекта необходимо информировать участников о получении задания.
    3. Координатору необходимо соблюдать корректность при оформлении заданий. Следить за четкостью и однозначностью формулировок.
    4. Задания координаторов также как и задания участников должны соответствовать установленными ими же требованиям пересылки.
    5. Информировать о проекте не позднее, чем за месяц до его начала.
    6. При разработке проекта тщательно планировать связь с реальной жизнью.
    7. Сайт проекта должен появиться до начала проекта, а не после его проведения.
  6. Проект оправдан, как телекоммуникационный, если
    1. Познавателен.
    2. Соответствует интересам детей указанного возраста.
    3. Имеет социально-значимый практический результат
    4. Предполагает проведение совместных исследований
  7. Описание проекта должно:
    1. Быть подробным (желательно описывать не только все этапы его проведения, но промежуточные сроки внутри одного этапа)
    2. Содержать яркую аннотацию, не повторяющую ход проведения проекта, а акцентирующую внимание на изюминках проекта.
    3. Быть четким и однозначным
    4. Указывать на конечный результат проекта
    5. Содержать общие правила оформления заданий и указание о необходимых для участия программных средствах.

4. 4. Основные требования к описанию проекта

  • Название проекта
    • Краткое
    • Яркое
    • Отражает суть, цель или изюминку проекта
  • Авторы
    • Указаны полностью ФИО, место работы, должность (регалии), контактный e-mail (и/или телефон)
  • Чья идея проекта, кто принимал участие в разработке, консультанты, эксперты, спонсоры
    • Указать с полными регалиями, текст с ними согласовать
  • На какую предметную область (предметы) рассчитан проект, межпредметные связи.
  • Предполагаемый возраст участников (класс)
  • Цели и задачи проекта.
    • Цель одна, то во имя чего предпринимается проект, наличие глагола неопределенной формы, задача этого утверждения — показать тип проблемы, с которым имеет дело проект.
    • цели, определенные вами, не должны входить в разрез с целями, которые поставят перед собой участники.
    • Цель – должна быть однозначно понимаемой, конкретной и измеримой, а также наполненной смыслом, способным вдохновить на ее достижений,
    • по окончании проекта можно было четко сказать достигнута цель или нет..
    • Задачи — измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи — это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.
    • Для формулировки задач используйте слова, которые означают завершенность
    • Если вы не определили четкий результат – цели могут быть не достигнуты.
  • Предполагаемый результат (итоговый продукт)
  • Аннотация
    • Краткое обоснование выбранной темы с точки зрения ее актуальности, перспективности.
    • Включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:
      • кто будет выполнять проект ?
      • почему и кому нужен(интересен) этот проект ?
      • что получится в результате ?
      • как проект будет выполняться ?
      • что потребуется для выполнения проекта ?
    • Должна быть яркой. Цель – привлечь внимание к проекту
  • Краткая характеристика проекта. Используемые методы обучения и педагогические технологии
  • Этапы и сроки проведения проекта
    • Указать начало/конец всего проекта
    • Расписать каждый этап – указать
      • Сроки начала/окончания этапа
      • Сроки отправки заданий, приема выполненных работ
      • Задачу этапа, суть работы.
      • Критерии оценки результатов или когда они будут направлены участникам.
      • Когда и в какой форме будут подведены итоги этапа
    • На этапе регистрации указать какую информацию должна содержать регистрационная анкета
      • Название команы
      • ФИО учителя (координатора, директора)
      • Город
      • Учебное заведение
      • Класс
      • E-mail
      • Почтовый адрес
      • прочее
  • Когда и в какой форме будут подведены итоги. Как будут использоваться данные (результаты, материалы), полученные в ходе проведения проекта.
  • Технические требования
    • к пересылаемым работам:
      • формат пересылаемых файлов
      • объем пересылаемых файлов
      • необходимость архивирования и проверки на вирусы
      • как формируется название пересылаемого файла и что нужно указывать в первой строке каждого пересылаемого файла
      • как и где размещать работы или что указывать в теме и теле сопроводительного письма.
    • к программному и аппаратному обеспечению
  • Дополнительные рекомендации
    • Желательно придерживаться единого шаблона заполнения грамот за призовые места
      1. С обязательным указанием: ФИО руководителей команды и координатора команды;
      2. Должен быть напечатан список участников команды с указанием ФИО или в самой грамоте, или в отдельном сертификате участников проекта.
      3. Всем командам, принявшим участие во всех этапах проекта, но не занявшим призовых мест, выдавать дипломы участников проекта также с обязательным указанием: ФИО руководителей команды и координатора команды;
    • Высылаемые на различных этапах проекта задания для участников проекта должны содержать следующую информацию:
      1. Имя файла должно содержать название проекта и номер этапа;
      2. В самом проекте необходимо указывать сроки выполнения заданий этапа;
      3. Адрес для пересылки материалов;
      4. Если в заданиях предусмотрено указание использованных материалов, то желательно напомнить участникам библиографические правила цитирования источников;
      5. Если ответы заданий должны содержать графические изображения (фотографии, сканированные рисунки и т.д.), то обязательно для учащихся должен быть составлен подробный алгоритм обработки изображений, указать какие программы можно для этого использовать (особенно это необходимо учащимся начальной школы и среднего звена);
      6. Ограничение размера файла 200 или 300Кб для учащихся начальной школы и среднего звена не о чем не говорит, для них желательно указать количество печатных страниц шрифтом указанного размера, количество рисунков и т.д. или объяснить, каким образом определить размер файла и как в случае необходимости его уменьшить;
      7. Если работы необходимо архивировать, то алгоритм создания архива должен находиться в положении к этапу;
      8. В задании указывать при ответах на вопрос, нужно ли цитирование вопроса.
      9. Желательно указывать источники, из которых можно получить информацию для ответов на вопросы задания, создать ситуацию успеха у учащихся;
    • По окончанию каждого этапа необходимо сообщить правильные ответы.
    • Проект не должен содержать большое количество этапов, особенно для начальных классов, к концу проекта работу приходится завершать руководителю проекта или координатору.
    • Обязательно нужно сообщать участникам о получении работ.

4.5. Как оценить работу детей в телекоммуникационном проекте?

(материалы выработаны во время тренинга 12.03.07г. координаторами и участниками творческой группы «Методические основы разработки телекоммуникационных учебных проектов»)

Проект без критериев оценки напоминает стрельбу с завязанными глазами

Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.

Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть или тем, что предполагалось.

В проекте оценка связана с достижением цели и критериями успешности.

Типовые вопросы, которые возникают у участников проектов:

  • Каким образом организаторы будут оценивать выполненную работу, если не указаны критерии?
  • Как нас будут оценивать, если критерии есть, но не указан вес каждого критерия? Одинаковая ли значимость у всех критериев?
  • Критерии описаны неоднозначно, каждый участник может понять их по-своему.
  • Как оценивается оформление?
  • Что понимается под оригинальностью?
  • Что относится к содержанию?
  • Максимальная оценка за содержание – 5 баллов, а пунктов в требованиях всего 4, что нужно, чтобы получить максимальную оценку?
  • Если сказано, что нужно прислать конкретное количество ответов, что будет, если мы пришлем более, например, вместо 3 – 33?
  • Если использование иллюстраций только возможно, будет ли это влиять на оценку?
  • Какие требования авторы предъявляют к оформлению? Достаточно ли для получения 2 баллов оформить менее 2-х страниц 14 шрифтом?
  • Какое отношение к статье имеет рефлексия?

Пример.

Вариант задания: На этом этапе вы должны подготовить статью на заданную тему: «Безопасна ли дорога в нашу школу?»

В статье необходимо отразить:

  • изобразить 2-3 маршрута движения из дома в школу;
  • какие опасности встречаются у вас на пути к школе;
  • как можно устранить опасности на дороге;
  • какие пожелания вы хотели бы передать работникам ГИБДД об участке вашего маршрута для его безопасности.

Объём всей работы – не более 2 страниц печатного текста, шрифт – 14.

Возможно использование иллюстраций.

Критерии оценивания, предлагаемые авторами:

  • Содержание (0 – 5 балла)
  • Оформление (0 – 2 балла)
  • Оригинальность представления (0 – 2 балла)
  • Рефлексия (0-1 балла)

Работа оформляется в программе Microsoft Word . Общий объем файла в открытом виде не должен превышать 300 Кб.


Какими могли бы быть критерии:

  • Своя оценочная шкала для разных критериев
    Наименование Оценка
    Маршрут безопасного движения 2-3 маршрута – 1 балл
    1- маршрут – 0,5 баллов
    за каждый лишний маршрут – минус 0,2 балла
    за превышение объема файлов – минус 1 балл
    Опасности в пути Перечислено менее 2-х опасностей – 0 баллов
    От 2-х до 5 опасностей – 1 балл
    За каждую опасность выше 5 – 0,1 баллов
    Способы устранения опасностей Не указаны – 0 баллов
    Указаны, не для всех изложенных случаев – 1 балл
    Указаны, для всех изложенных случаев – 2 балла
    Пожелания ГИБДД Нет – 0 баллов
    Есть – 1 балл
    Оформление Только текст – 1 балл
    Текст иллюстрирован – 2 балла
    Оригинальность Необычная форма изложения материала – 1 балл

  • Одинаковая оценочная шкала для всех критериев
    Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла
    Маршрут безопасного движения Менее 2-х маршрутов 2 маршрута и более 3-х 3 маршрута
    Опасности в путиНе описаны или менее 3-х От 3-х до 5-ти Более 5-ти
    Способы устранения опасностей Не описаны Описаны, но не для всех изложенных случаевОписаны для всех изложенных случаев
    Пожелания ГИБДД Нет пожеланий Пожелания не обоснованы обоснованные пожелания
    Оформление Неформатированный текст Текст структурирован Текст структурирован и иллюстрирован

  • Гибкая система оценки
    Критерии Мин. балл    Шкала   Мак.балл
    Маршрут безопасного движенияНет ни одного маршрута 0 1 2 3 маршрута
    Опасности в пути Не описаны 0 1 2 3 4 5 и более
    Способы устранения опасностейНе описаны 0 1 2 3 4Описаны для всех изложенных случаев
    Пожелания ГИБДД нет 0 1 есть
    Оформление Примитивный текст 0 1 2 3 Текст структурирован, иллюстрирован, оформление оригинально

Что необходимо для разработки критериев оценки задания?

  1. Определить список возможных критериев оценки
  2. Определить вес каждого критерия в рамках данного проекта
  3. Определить максимальное количество баллов, возможных по каждому из критериев.
  4. Определить, за что в рамках каждого критерия может быть снижена оценка
  5. Оформить четкую оценочную таблицу для каждого критерия
  6. Подсчитать максимальное количество баллов, которое можно поставить за задание.

  Тема 4


  Содержание
  Приложение 6
  Приложение 7
  Примеры
  проведенных
  проектов


  Домашнее
  задание