Хостинг от uCoz

Разработаем проект вместе
Дистанционный курс "Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов"

[ Описание ][ Тема 1 ][ Тема 2 ][ Тема 3 ][ Тема 4 ][ Тема 5 ][ Тема 6 ][ Тема 7 ][ Итоги ]

Тема 6. Проведение учебного проекта

6.1. Функции координатора проекта

Мы уже говорили ранее, что существует две формы координации проекта: явная и скрытая.

Процесс управления проектом можно представить последовательностью следующих шагов:

  • Определить цели, подцели и задачи.
  • Определить ресурсы, необходимые для выполнения задач.
  • Составить план реализации проекта.
  • Инициировать процесс начала реализации.
  • Следить за развитием проекта.

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  • Иметь хорошие организаторские способности;
  • Быть методически грамотным;
  • Владеть навыками межкультурного общения;
  • Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  • Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • Обладать базисными навыками работы в сетях;
  • Уметь работать с большими объемами информации;
  • Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Функции координатора проекта:

  • Поиск участников проекта;
  • при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);
  • связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;
  • сбор и распространение информации об участниках проекта;
  • стимулирование участников к самооценке;
  • организация защиты и внешней оценки проекта.

6.2. Стиль общения в проекте

Умение соблюдать этические нормы важно для создания комфортной атмосферы в проекте. К соблюдению этических норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия.

Координатор проекта должен:

  • делать все вовремя и быть пунктуальным;
  • отвечать на все электронные письма без промедления, если не можете ответить сразу, сообщите коротко, когда сможете ответить;
  • быть любезным, доброжелательным, приветливым;
  • думать о других, а не только о себе;
  • стараться понять проблемы и точку зрения других участников проекта;
  • писать хорошим языком, без ошибок, избегать жаргонизмов;
  • четко выражайте свои мысли;
  • избегать оскорбительных выражений , сложных аббревиатур, непонятных терминов;
  • стараться не путать имена участников и не разглашать конфиденциальную информацию.

При переписке по электронной почте следует соблюдать принятые в обществе правила этикета.

Формы общения.

Сложившаяся форма обращения в русском языке — «Уважаемый...». При этом запятая после обращения придает письму будничный характер, а восклицательный знак, наоборот, указывает на то, что факту общения придается особое значение. «Уважаемые коллеги!» — такая общая форма обращения уместна среди лиц одной профессии. Более эмоционально звучит «Дорогие коллеги!», нейтрально — «Коллеги,..». Если в обращении указывается имя и отчество, а фамилия не называется, то обращение приобретает несколько личный характер.

Выбор залога.

Действительный залог употребляется тогда, когда следует выделить, оттенить субъект действия. Действительный залог придает динамизм изложению. Обычно предложения с действительным залогом употребляются в настоящем времени и производят впечатление обмена информацией между адресатом и адресантом.

Страдательный залог употребляется тогда, когда факт свершения действия имеет большее значение, чем указание лиц, свершивших действие, например: «Вы не выполнили мою просьбу прислать список участников проекта». «Моя просьба прислать список участников проекта не была выполнена».

Во втором случае внимание концентрируется лишь на факте невыполнения, а конкретный виновник не называется прямо, а лишь имеется в виду.

Употребление вводных слов и оборотов.

Удачно найденное вводное слово, кстати сделанное обособление снимают напряженность тона изложения. Так, фраза «Ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам» весьма категорична, а ее этикетная редакция: «К сожалению, Ваша просьба не может быть удовлетворена» заметно снижает напряженность текста.

Местоимение «я»

Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Своеобразие русского языка заключается в том, что субъект действия не обязательно выражается местоимением «я». Указание на первое лицо единственного числа выражается окончанием.

Употребление местоимения «он»

Этим местоимением нужно пользоваться с особой аккуратностью, так как оно может быть средством обезличивания, фамильярности и т. д. Лучше использовать имя конкретного человека, особенно если это происходит в рамках чата.

Тон служебного документа

Основное требование, предъявляемое к официальному письму, — объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения. Официальные письма пишутся в доброжелательном тоне, не допускается иронизирование, проявление грубости, агрессии и пр. Не следует впадать и в другую крайность — использование чрезмерной вежливости (например, «Не откажите в любезности»), хотя современной деловой корреспонденции скорее присуща сухость, чем чрезмерная вежливость.

Например: «Направляю вам анализ чата. Прошу познакомиться и дать экспертное заключение по данной работе».

Если в рамках Вашего проекта предусмотрено общение его участников в чате, то Вам, как координатору проекта нужно не только продумать его проведение, но и решить организационные вопросы, а так же познакомить всех участников проекта с этикой проведения чата.

Кроме общих требований этики, при проведении чата его участники должны придерживаться следующих правил:

  • Проявляйте уважение и доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику разного рода ущерб, обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению типа: «Перестаньте пороть чушь», «Ваши высказывания глупы» и пр.
  • Вежливо относитесь к собеседнику. Вежливость должна быть не преувеличенной, а соразмерной данной ситуации. То есть необходимо учитывать пол, возраст, социальное положение участника дискуссии. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.
  • Не выпячивайте собственное «я». Говорящему нужно быть скромным в самооценках, не навязывать собеседнику собственные мнения и оценки, но попытаться убедить его. Нужно уметь встать на позицию партнера по дискуссии.
  • Поставьте в центр внимания читателей, следящих за чатом. Предлагается постоянно поддерживать контакт с участниками чата, используя языковые этикетные формы, как, например: «Вам, наверное, интересно узнать...», «Вы, конечно, знаете...», повторные обращения.

Тема дискуссии должна быть понятна, уместна и интересна всем ее участникам.

Основные техники постановки вопросов

Для управления ходом телеконференций координатору необходимо научиться задавать вопросы, которые позволят управлять ходом дискуссии, активизировать процесс коммуникации и в целом дадут возможность эффективно использовать время (что особенно важно при проведении аудио-, видео- и мультимедийных конференций). Опыт психологов и педагогов подсказывает, что необходимо помнить
о следующих несложных правилах:

  • Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.
  • Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.
  • Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть тех никой постановки вопроса.

Результативный разговор — это оказание определенного влияния на собеседника. Подобный разговор — это не одностороннее высказывание (мнение) по теме, а именно диалог — вопросы и ответы. Вопросы — это импульсы для активизации разговора. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Они являются инструментом суггестии, который способствует принятию нужного вам решения. Задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо обучиться технике постановки вопроса (Евланова, 2000), для этого рассмотрим их виды.

Информационные вопросы

Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т. е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.

Контрольные вопросы

Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Считаете ли вы так же, как и я? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад.

Вопросы для ориентации

Позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения. Это вопросы типа: Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы, какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.

Подтверждающие вопросы

Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживаетесь того мнения, что...? Наверняка вы тоже рады тому, что...?

Ознакомительные вопросы

Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Каковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой эффект вы рассчитываете?

Встречные вопросы

Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют сузить разговор и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

Альтернативные вопросы

Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов). Предполагают быстрые решения. «Или» — основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего:... или ....? Когда: .... или ...?

Однополюсные вопросы

Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат такого вопроса — у собеседника складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.

Удостоверяющие замечания

Это очень удачный вопрос... Я рад, что вы задаете... То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что...

Направляющие вопросы

Эти вопросы используются для того, чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы.

Провокационные вопросы

Используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел: Вы действительно считаете, что...? Вы уверены, что...?

Открывающие вопросы

Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности, при котором возникает состояние положительного ожидания: Если бы я смог предложить вам решение ... нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?

Заключительные вопросы

Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов: Смог ли я вас убедить в том, что...? Заметили ли вы...? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания?[7]

6.3. Конфликтные ситуации и пути их разрешения

В при проведении сетевых учебных проектов, так же как при организации любой деятельности, иногда возникают конфликтные ситуации. Они могут быть обусловлены тем, что

  • координатор проекта недостаточно четко поставил перед участниками проекта задачу;
  • сроки проведения этапов составлены без учета реального времени, необходимого для выполнения задания;
  • нет обратной связи между координатором проекта и участниками;
  • критерии оценки изменились в процессе проведения проекта или не были заявлены заранее:
  • стиль общения координатора в сети некорректен или недоброжелателен:
  • оценка результатов проекта кажется его участникам необъективной:
  • и многое другое.

Поэтому, первое, чему необходимо научиться для успешного управления конфликтом, - это вовремя распознавать его.

Сигналы надвигающегося конфликта:

  • Взгляд на другого человека как на оппонента или противника.
  • Потеря контролируемого внимания по отношению к другому человеку.
  • Отрицание ответственности.
  • Уменьшение способности к самораскрытию.
  • Уменьшение готовности изменить свою точку зрения.
  • Ограничение коммуникаций.
  • Искажение восприятия.

Если в ходе конфликта вы замечаете один или несколько из этих сигналов, необходимо тщательно проанализировать ситуацию и подумать, нельзя ли воспользоваться одним из приемов предотвращения дальнейшего нарастания напряженности и прерывания цикла конфликта.

Приемы прерывания цикла конфликта:

  • Делитесь вашими чувствами без обвинений и упреков.
  • Не расширяйте предмет спора.
  • Не используйте других людей или авторитеты как оружие.
  • Избегайте выражений "Вы всегда" или "Вы никогда".
  • Реагируйте на поведение и не навешивайте ярлыки.
  • Преодолевайте тенденцию к сопротивлению.
  • Не настаивайте на принятии решения, пока вы еще огорчены.

Однако все сказанное о конфликте вовсе не предполагает, что в любых ситуациях нужно вести себя одинаково миролюбиво. Ваше поведение должно определяться двумя основными факторами: уровнем настойчивости, т.е. тем, насколько вам важно добиться определенного результата, и потребностью в установлении или сохранении нормальных отношений с другой стороной, вовлеченной в конфликт.

Стратегии поведения в конфликтах предполагают:

  • конфронтацию - прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликта;
  • избежание - уход от борьбы, попытку представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе;
  • приспособление - признание поражения ради сохранения отношений;
  • компромисс - обмен уступками для достижения приемлемого соглашения;
  • сотрудничество - совместную работу сторон для обоюдного удовлетворения интересов.

Иногда неявно предполагается, что компромисс - это оптимальная стратегия поведения в конфликте. В действительности это не так. Компромисс чаще всего достигается с помощью позиционного торга. Каким бы ни казалось привлекательным сотрудничество как стратегия управления конфликтом, и эта форма поведения не универсальна хотя бы потому, что для ее реализации необходима добрая воля обеих сторон, вовлеченных в конфликт. Каждая стратегия имеет свои достоинства и недостатки, и какую стратегию выбрать зависит от конкретных сложившихся обстоятельств. Проше всего не создавать конфликтные ситуации, а для этого нужно тщательное планирование проведения проекта, соблюдение регламента его проведения, выполнение всех обещаний и доброжелательный тон общения с участниками.

6.4. Ориентировка на будущее

На предыдущем этапе авторы 8 выбранных для пробного проведения проектов, наполняли этапы проекта содержанием. Они создали
  1. Паспорт своего проекта, где продумали все детали его проведения:
    • назначили конкретные сроки проведения;
    • сформулировали задачи каждого этапа, т.о, чтобы все этапы проекта вели к достижению конкретной цели, к результату проекта;
    • разработали все документы, которые необходимы для проведения каждого этапа;
    • определили, каким будет конечный результат каждого этапа;
    • продумали способ оценки и критерии оценки каждого этапа;
  2. создали сайт проекта или организовали в Летописи пространство для проведения своего проекта.
  3. написали письма потенциальным участникам своего проекта.

Все это предстоит сделать каждому из Вас до 31 марта.

Все материалы своего проекта Вы должны будите разместить на страничке планирования своего проекта. Если задания этапов объемные, их можно размещать в отдельной статье. Все статьи помечайте категорией нашего курса (подкатегорий создавать не нужно!!!). Помните, что в Летописи существуют четкие правила, в том числе и по отношению к названию статьи. Название должно быть четким, понятным и, по-возможности, кратким. Например, задание 1(проект Белые пятна).

При доработке проекта каждуму из Вас будет оказана методическая помощь. Для этого нужно отправить паспорт своего проекта по электронной почте сетевому педагогу. И, если Вы хотите, чтобы эта помощь была эффективной, не откладывайте все на последний день.

И подумайте о проведении своего проекта. В прошлом году практически все участники дистанционного курса свои проекты провели.

  Тема 6


  Содержание
  Домашнее
задание