Хостинг от uCoz

Разработаем проект вместе
Дистанционный курс "Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов"

[ Описание ][ Тема 1 ][ Тема 2 ][ Тема 3 ][ Тема 4 ][ Тема 5 ][ Тема 6 ][ Тема 7 ][ Итоги ]

Тема 2. Общее представление об учебных проекта

Сроки проведения: с 19 ноября по 2 декабря 2007 г.

1.1. Определим понятия

Прежде чем приступить к обсуждению организации сетевых учебных проектов, определим некоторые понятия.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется. Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие, производственная линия, технологический процесс.
Термин «Проект» охватывает широкую область деятельности: от незначительной модернизации действующего объекта, например производственной линии, до создания предприятия (в широком смысле) в комплексе с развитой инфраструктурой, требующего значительных капиталовложений. Реализация проекта требует выполнения определенных мероприятий. Эти мероприятия можно сгруппировать таким образом: основная деятельность и обеспечение проекта.

К основной деятельности относятся:

  • анализ проблемы;
  • формирование целей проекта;
  • разработка основных положений проекта;
  • базовое проектирование;
  • детальное проектирование;
  • изготовление;
  • запуск и проведение проекта;
  • сдача проекта;
  • выпуск продукции;
  • сопровождение и развитие производства;
  • демонтаж оборудования.

Метод проектов - Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. [Полат]«В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей»[2].

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. В отличии от занятия или учебного мероприятия, ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Сетевой (телекоммуникационный ) проект –- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.

Рекомендуется для осуществления следующих целей целей:

  • Организации интерактивных дидактических игр;
  • сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;
  • Проведения экологических, социологических проектов;
  • создания совместных творческих продуктов;
  • организации совместных полевых работ, практических экспериментов;
  • совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
  • Совместная разработка туристических маршрутов, пр.

Из сказанного выше можно определить, что является объектом изучения в нашем дистанционном курсе:

Сетевой (телекоммуникационный ) учебный проект –- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Сетевой учебный проект в отличие от телекоммуникационного проекта проводится не во внеурочное время, он предполагает использование урочного времени, отведенного по программе на изучение данной темы или раздела. Проведение такого проекта требует от координатора не только умения организовать внешнее общение в проекте, но и продумывание моментов проведения его в конкретной школе.

Исследовательская деятельность: Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации… Под этим типом деятельности подразумевается: извлечь нечто "из следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….

Проектная деятельность учащихся

  • совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся:
  • имеющая общую цель,
  • согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
  • непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Главные отличия исследовательской от проектной деятельности
  • Ценностно-смысловая направленность на выяснение истины, использование проектирования как средства организации деятельности;
  • Широкое привлечение традиций и образцов, выработанных в сфере науки;

Учебное исследование

  • Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
  • Цель ИД - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
  • При организации учебного процесса на основе ИД на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании ИД учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.
  • Главным результатом ИД является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Веб-сайт - Совокупность логически связанных страниц, размещённых (обычно) на одном компьютере, которая включает в себя начальный файл, называемый домашней страницей, и другие, именуемые страницами. Просмотреть сайт можно на своем компьютере, используя специальную программу веб-браузер. Существует большое количество различных веб-браузеров, но самыми распространенными среди пользователей являются Internet Explorer (IE) компании Microsoft и Netscape Communicator (NC) компании Netscape.

Веб-сайт учебного проекта - веб-сайт, отражающий суть вашего проекта, ход и результаты его проведения, содержащий методические, организационные, оценочные и иллюстративные материалы, необходимые для проведения Вашего проекта.

Гиперссылка - Hyperlink Гиперсвязь. Выделенное слово или изображение на странице Web, которое, если на нем щелкнуть клавишей "мыши", позволяет пользователю перейти в новое место Сети. Если, например, в качестве гиперсвязи выбрано слово "Венера", то после щелчка клавишей мыши с указанием на него на экране появится изображение Венеры, статья об этой планете или и то, и другое сразу.

Гипертекст - Текст, содержащий адреса других файлов. Обозреватель Интернета изображает эти адреса как подчёркнутый синий текст и умеет переходить по этим адресам в ответ на нажатие левой кнопки мыши. Страница, на которую вы смотрите - гипертекст.

Начальная страница - Home Page. Главная страница. Вопреки прямому переводу с английского это не домашняя (персональная) страница Пети Иванова, а начальная страница web-сайта. Как правило, ссылки делаются именно на главную страницу web-сайта, поэтому количество посещений на этой странице обычно намного больше, чем на любой другой. По главной странице (лицу web-сайта) посетитель получает представление о том, куда он попал, и что он может увидеть на других страницах сайта (хотя иногда бывает, что главная страница является первой и единственной).

Сетевой этикет – неформальный кодекс поведения, регулирующий общение пользователей друг с другом. (см. приложение 1)

1.2. О методе проектов


Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Главная цель гуманистической педагогики – самоактуализация личности на основе осознания ребенком особенностей собственного отношения к миру и себя в этом мире.

«Личностно-ориентированный подход основной акцент делает на организации познавательной деятельности ученика, с учетом его индивидуальных особенностей интеллектуального развития, особо подчеркивая уважение достоинства личности ученика… Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как».

(Карл Роджерс, «Свобода учиться»).

Конструктивизм предполагает, что осмысление знаний есть результат познавательной деятельности по осмыслению ранее приобретенного опыта, способность ученика осмысливать этот опыт, уметь интерпретировать изучаемые объекты и явления, другими словами, приобретать новые знания на основе критического мышления.

Что такое критическое мышление?

  • Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
    (Дэвид Клустер, США)

Уровень сформированности умений критического мышления в России
(данные Международного исследования 2002 г.)

  • Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
  • Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР.
  • В России таких учащихся оказалось 18 %.
  • Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6%
  • В России – 9 %.

    Педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход и конструктивизм:

    • Обучение в малых группах сотрудничества.
    • Метод проектов.
    • Дискуссии.
    • Мозговая атака
    • Ролевые игры проблемной направленности.
    • Разноуровневое обучение
    • «Портфель ученика»

    Остановимся подробнее на методе проектов, т.к. он занимает центральное место нашего курса.

    Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

    Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

    Надо отметить, что существуют и другие определения учебного проекта. В нашем курсе мы будем придерживаться вышеназванного понимания учебного проекта. Разработана технология использования учебных проектов в обучении, называемая «методом проекта».

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

    Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

    Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

    Проектный метод направлен на

    1. Развитие критического мышления:
      • аналитическое;
      • ассоциативное;
      • логическое;
      • системное.
    2. Развитие творческого мышления:
      • пространственное воображения;
      • самостоятельный перенос знаний;
      • комбинаторные умения;
      • прогностические умения.
    3. Умения работать с информацией:
      • отбирать нужную;
      • анализировать;
      • систематизировать и обобщать;
      • выявлять проблемы;
      • выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
      • ставить эксперименты;
      • статистически обрабатывать данные;
      • генерировать идеи;
      • работать в коллективе;
      • владеть культурой коммуникации.

    Метод проектов целесообразно применять, если

    • Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
    • Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
    • Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
    • Возможно структурирование (этапность) проекта.
    • Используются исследовательские методы:
      • формулировка задач исследования;
      • выдвижение гипотез их решения;
      • обсуждение методов исследования;
      • обсуждение способов оформления результатов;
      • сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
      • выводы.
    • Результат – материальный продукт.

    Типы проектов:

    1. Доминирующая деятельность:
      • Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
        • Направлены на сбор информации об объекте
        • Структура: цель, актуальность -> источники информации -> обработка информации -> презентация
        • Интегрируются в исследовательские
      • Практико-ориентированные, прикладные
        • Четко обозначенs результат деятельности участников
        • Результат практико-ориентирован
        • Структура проекта детализирована
        • Известна функция каждого участника
      • Ролевые, игровые
        • Структура только намечается и корректируется до завершения работы
        • Участники выступают в определенной роли
        • Результаты конкретизируются в конце проекта
      • Творческие
        • Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности
        • Четко определен результат и форма представления
        • Оформление результатов требует четко продуманной структуры
      • Исследовательские предполагают
        • Выбор темы исследования
        • Выдвижение гипотез
        • Поиск и предложение возможных вариантов решения
        • Сбор материала
        • Обобщение полученных данных
        • Подготовку проекта (презентация, буклет, публикация)
        • Защиту проекта.
    2. Предметно-содержательная область:
      • Монопроект проводится:
        • в рамках одного предмета;
        • по наиболее сложной теме;
        • структуризация по урокам;
        • заранее планируется работа на каждом уроке по группам.
      • Межпредметные (экологический центр,- консультативный центр)
        • Выполняются во внеурочное время.
        • Требуют квалифицированного координатора.
        • Группы имеют четкие исследовательские задания.
        • Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов.
      • Надпредметные (школьный пресс-центр, школьный театр)

Характер координации проекта:

  • Открытая
  • Скрытая

Характер контактов:

  • Внутришкольный
  • Региональный
  • МеждународныйКоличество участников:
    • Личностные
    • Парные
    • Групповые

1.3. Классификация телекоммуникационных инициатив

(выработана 12.10.06 г. участниками творческой группы «Методические основы разработки телекоммуникационных учебных проектов»)

Олимпиада.

Задание в рамках предмета. Основана на уч. программе +задания повышенной трудности, разной трудности

Цель: контроль знаний и выявление талантливых детей.

Виртуальные олимпиады содержат:

  1. Визитную карточку (по шаблону: название команды или ФИО участника, город, адрес, возраст, класс, категория или год обучения, сведения о наставнике), высылается в формате тхт
  2. Ворпросы, содержащее разноуровневые задания.
  3. Правильные ответы (по завершению олимпиады).
  4. Таблица результатов олимпиады, анализ ошибок
  5. Дипломы или грамоты по результатам.

Может носить индивидуальный или командный характер, что заранее оговаривается.
Может быть, так же заранее оговорен весовой коэффициент каждой задачи.

Викторина

Занимательный уровень, игровые

Цель: заинтересовать и повысить уровень знаний.

Виртуальные викторины содержат:

  1. Визитную карточку (по шаблону или в творческой форме)
  2. обучающий этап (не обязательно)
  3. занимательные вопросы
  4. игровые задания (не обязательно)
  5. творческие задания (не обязательно)
  6. Таблицы результатов
  7. Дипломы или грамоты по результатам.

Проект

Совместная деятельность, направленная на достижение общего результата.

Цель: достижение результата.

Телекоммуникационный проект может содержать:

  1. Регистрационную анкету и/или визитную карточку.
  2. Задания к каждому этапу (может состоять из одного этапа).
  3. Требования к выполнению и оформлению заданий.
  4. Качественную или количественную оценку выполненных заданий.
  5. Обратную связь.
  6. Доступ к материалом проекта всех участников проекта.
  7. Итоговый продукт.

Учебный проект

Совместная деятельность, направленная на изучение и усвоение нового материала, может кроме этого также иметь какой-то общий результат.

Цель: получение нового знания

Телекоммуникационный учебный проект может содержать:

  1. Регистрационную анкету и/или визитную карточку.
  2. Материалы обучающего характера.
  3. Задания для контроля степени усвоения материала.
  4. Творческие задания
  5. Совместный поиск материалов на заданную тему.
  6. Средства оперативного общения с организаторами (форум, э/почта)
  7. Обратную связь.

Исследовательский проект

Совместная деятельность, направленная на изучения явления. Ситуации, проблемы и т.п.

Цель: совместное решение какой-то проблемы.

Должен содержать:

  1. Проблему
  2. Схему (план) совместного исследования.
  3. Регистрационную анкету и/или визитную карточку.
  4. Критерии контроля за проведением исследования
  5. Совместный поиск материалов на заданную тему
  6. Совместные исследования
  7. Средства оперативного общения с организаторами (форум, э/почта).
  8. Итоговый продукт

Дистанционное обучение

Обучение некой категории слушателей чему-либо новому.

Цель: обучение. Состоит из отдельных учебных модулей, имеет сайт поддержки (или интерактивную оболочку)

Должено содержать:

  1. Регистрационную анкету и/или визитную карточку.
  2. Материалы обучающего характера (виртуальные лекции, практические задания)
  3. Задания для контроля степени усвоения материала.
  4. Средства оперативного общения с организаторами (форум, э/почта, чат).
  5. Свидетельство или Диплом об окончании для каждого участника, прошедшего обучение до конца и показавших удовлетворительные результаты усвоения материала.

Рекомендации по проведению телекоммуникационных проектов.

(выработаны во время тренинга 9.11.06 г. координаторами Омских школ и участниками творческой группы «Методические основы разработки телекоммуникационных учебных проектов»)
  1. Время проведения проекта должно учитывать индивидуальные особенности участников.
    • Сроки проведения не более 2-х месяцев.
    • Учитывать при формировании сроков, что в каникулярное время учащиеся, как правило, не могут (да и не должны) принимать участие в проекте.
    • Необходимо оставлять время между этапами для поведения итогов и рассылки заданий нового этапа.
    • Желательно, чтобы сроки проведения проекта соответствовали учебному плану по предмету или событиям, которые описываются в проекте.
  2. Задания проекта должны соответствовать заявленной возрастной категории участников.
    • Не утяжелять проект большим количеством этапов.
    • Предусмотреть приемлемые для данного возраста способы оформления результатов.
    • Указаны технические средства, необходимые участникам проекта.
    • Для малышей предусматривать такие задания, оформление результатов которых не предполагает обязательного участия взрослых.
  3. Должно быть соответствие результата целям.
    • Критерии оценки результатов составлены в соответствии с целями этапа (проекта).
    • Необходимо предоставлять критерии оценки каждого этапа участникам проекта заранее, лучше всего вместе с заданием.
    • Оценивать согласно заявленным критериям, не добавлять баллы командам за то, что не было предусмотрено на данном этапе.
    • При неверной оценке организаторами проекта предполагаемых результатов, в случае существенного «перевыполнения» какими-то участниками заданий, учитывать первоначальные критерии и не давать за перевыполнение балл соизмеримый, а тем более больший, чем максимальная заявленная оценка.
    • Предпочтение (бальное) отдавать тем критериям оценки этапа, которые оценивают работу ученика, а не учителя.
  4. Открытость результатов.
    • Высылать результаты выполнения каждого этапа не позднее чем через неделю после его проведения, а не после проведения всего проекта целиком.
    • Отправлять вместе с результатами викторины или олимпиады правильные ответы на вопросы.
    • Знакомить участников с присланными другими командами материалами.
    • Помещать на сайте проекта лучшие работы или знакомить с ними учащихся после прохождения этапа.
  5. Координация проекта должна быть четкой, но учитывающая индивидуальные особенности участников.
    • Автору проекта необходимо продумывать обратную связь между ним и участниками проекта.
    • Координатору проекта необходимо информировать участников о получении задания.
    • Координатору необходимо соблюдать корректность при оформлении заданий. Следить за четкостью и однозначностью формулировок.
    • Задания координаторов также как и задания участников должны соответствовать установленными ими же требованиям пересылки.
    • Информировать о проекте не позднее, чем за месяц до его начала.
    • При разработке проекта тщательно планировать связь с реальной жизнью.
    • Сайт проекта должен появиться до начала проекта, а не после его проведения.
  6. Проект оправдан, как телекоммуникационный, если
    • Познавателен.
    • Соответствует интересам детей указанного возраста.
    • Имеет социально-значимый практический результат
    • Предполагает проведение совместных исследований
  7. Описание проекта должно:
    • Быть подробным (желательно описывать не только все этапы его проведения, но промежуточные сроки внутри одного этапа)
    • Содержать яркую аннотацию, не повторяющую ход проведения проекта, а акцентирующую внимание на изюминках проекта.
    • Быть четким и однозначным
    • Указывать на конечный результат проекта
    • Содержать общие правила оформления заданий и указание о необходимых для участия программных средствах.

1.5. Актуализация

Основная цель нашего курса: разработать учебные телекоммуникационные проекты для учащихся.

Эти проекты должны:

  • Вписываться в учебных план (одного или нескольких предметов), т.о. уменьшая дополнительную нагрузку для учащихся и учителей.
  • Быть обучающим, т.е. содержать учебный (новый и интересный для учащихся) материал) .
  • Содержать практические работы, способствующие лучшему усвоению материала.
  • Содержать задания, проверяющие стапень усвоения материала.
  • Иметь итоговый конечный продукт.
  • Иметь четкие критерии оценки/самооценки предложенных заданий.
  • Содержать методические рекомендации для учителей для организации работы по проекту в школе.
  • Если в проекте предусмотрен совместный эксперимент, четкие инструкции по его проведению

Кроме этого, необходимо:

  • Обратить внимание на обратную связь
  • Количество этапов должно быть разумно, обосновано.
  • Все этапы связаны одной целью, т.е. рещая задачи каждого этапа, последовательно приближаемся к решению главной цели.

И, самое главное,

Проект должен быть интересен для ученика заявленного в проекте возраста

Обо всем этом подробнее в следующих темах...


   Тема 2


   Содержание

   Домашнее
   задание