Хостинг от uCoz

Разработаем проект вместе
Дистанционный курс "Разработка и проведение телекоммуникационных учебных проектов"

[ Описание ][ Тема 1 ][ Тема 2 ][ Тема 3 ][ Тема 4 ][ Тема 5 ][ Тема 6 ][ Тема 7 ][ Итоги ]

Тема 3. Планирование сетевого учебного проекта

Сроки проведения с 3 декабря по 20 декабря 2007 г.

Определим задачу данного этапа: в результате коллективного генерирования идей, спланировать учебные проекты по различным предметам или межпредметные, которые либо вписываются в учебный процесс, либо дополняют его, либо дают учащимся новые полезные знания и умения.

2.1. Выбор темы

Как рождается проект?
Чаще всего нас посещают идеи, которые мы в дальнейшем пытаемся как-то реализовать. И, если в проектах уже участвовали или проводили собственные, то реализация идеи дело почти техническое.

А если не проводили? Если не участвовали, а так хочется попробовать что-то новое для себя?

Тогда начнем с упражнения, которое Вы выполните не отчета ради, а исключительно с пользой для себя. Таблицу можно просто выделить, скопировать в буфер обмена и вставить в документ Microsoft Word. После этого заполнять в электронном, либо бумажном варианте. Но можно выполнить это упражнение и устно - кому как удобно. Надеемся Вам это поможет Вам начать работу над создание своего первого телекоммуникационного проекта.

Упражнение 1.

Определите для себя, зачем Вам нужно проведение сетевого проекта. (отметьте нужное в правом столбце)
1 Для задуманного мною (моими учениками) исследования не достаточно данных, собранных в одном городе (стране)  
2 Я никогда не проводил сетевой проект и хочется попробовать свои силы  
3 Мне хочется, чтобы мои ученики сравнили свои знания со знаниями их сверстников  
4 Я хотел бы, чтобы моим ученикам было интересно учиться  
5 Я считаю, что общение со сверстниками из других городов будет полезно моим ученикам  
6 У меня мало материала по какой-то теме и я хотел бы, чтобы учителя из других регионов помогли собрать его  
7 Все проводят, чем я хуже других  
8 Мне это поможет в профессиональном росте  
9 Учебный материал, изучаемой темы предполагает наличие различных точек зрения, которые могут быть обусловлены, например, национальными особенностями  
10 Я чувствую себя специалистом в какой-то области и хотел бы поделиться своими знаниями, т.к. считаю, что они будут полезны учащимся определенного возраста  
11 Я придумал интересный способ изложения учебного материала, который дает хороший результат усвоения этого материала чащимися и хотел бы проверить его результативность на учащихся других регионов  
12 Я знаю как превратить изучение учебного стандарта в увлекательное путешествие, и хотел бы помочь ученикам полюбить мой предмет.  

В книге Е..Н. Ястребцевой «Пять вечеров» говорится, что «проведение телекоммуникационных проектов целесообразно, когда в проекте предусматривается:

  • сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
  • сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
  • совместная познавательная, творческая или игровая деятельность»

Упражнение 2.

Взгляните на причины, которые Вы указали в задании 1. Есть ли среди них хотя бы одна, которая говорит о том, что проведение сетевого проекта в Вашем случае целесообразно? Если Вы не нашли ни одной причины, которая доказывает целесообразность проведения сетевого проекта, задумайтесь, так ли уж нужно Вам проведение именно сетевого проекта. Может быть, для изучения выбранной Вами учебной темы вполне достаточно внутришкольного проекта?

Итак, мы плавно перешли к тому, что выбор темы проекта и цели проведения проекта является одним из ключевых моментов при планировании сетевого проекта.

2.2. Планирование сетевого учебного проекта.

Вопросы: «Что делать?» и «С чего начать?» мучают уже не одно поколение. Хорошо, если Ваш проект обусловлен необходимостью, и Вы хорошо представляете, каким продуктом должен завершиться Ваш проект. А если нет?

Попробуйте начать с определения учебной темы, в рамках которой собираетесь свой проект проводить.

Чтобы проект получился действительно учебным, он должен

  • проводиться в тоже время, когда данная тема изучается в школе и умещаться в те же временные рамки;
  • развивать у детей какие-то умения и навыки в рамках выбранной темы;

Каждый сетевой учебный проект по-своему уникален, по крайней мере, очень хочется, чтобы проекты не были похожи друг на друга как ящики. Тем не менее, можно определить примерную структуру описания образовательного проекта:

  1. Название.
  2. Цитата, лозунг.
  3. Аннотация.
  4. Цели и задачи.
  5. Участники.
  6. Условия регистрации.
  7. Сроки реализации проекта.
  8. Этапы проведения проекта.
  9. Условия участия.
  10. Особенности проведения, виды деятельности.
  11. Формы взаимодействия организаторов с участниками.
  12. Критерии оценивания работ участников и проекта.
  13. Результаты проекта. Награды, призы.
  14. Возможное продолжение/ развитие проекта.
  15. Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса.

  • Весь проект (УП) есть расширенный ответ на основополагающий вопрос (ОПВ).
  • Цель УП – ответ на ОПВ.
  • ОПВ должен быть интересным для большинства учащихся.
  • ОПВ должен
    • мотивировать обучение;
    • учитывать возрастные особенности;
    • быть лаконичным;
    • не иметь однозначного ответа;
    • не содержать специальной терминологии;
    • не быть риторическим;
    • быть вопросительным предложением.
  • Полезно употребление вопросительных слов: что, как, когда, где, почему
  • УП не может не иметь ОПВ.

Учебный проект направлен на изучение конкретной учебной темы, поэтому для учителя важно определить цели и задачи обучения. А также составить цепочку учебных вопросов, на которые должны ответить дети в процессе обучения.

Телекоммуникационный учебный проект также должен имеет цель, такой целью может быть ответ на основополагающий вопрос. Каждый этап проекта должен приближать участников к намеченной цели и хорошо, если для каждого этапа будут поставлены вполне определенные задачи.

Но нельзя забывать и о том, что учебный проект должен быть интересен ребенку. Мотивировать детей на работу в проекте, направить их поиск в нужное русло, помогут правильно подобранные основополагающий и проблемные вопросы. Для каждого этапа проекта - свои проблемный ворос, своя задача, решение которой последовательно приближает к цели.

2.3. Цели и задачи проекта

Кроме этого, возникает вопрос: сколько целей должен иметь телекоммуникационный проект?

Обычно мы ставим три вида целей:

  • развивающие;
  • воспитательные
  • обучающие

Но, хорошо так же известна пословица "За двумя зайцами погонишся, ни одного не поймаешь". Поэтому лучше, если цель все же будет только одна.

Зачем нужна цель?

  • Цель это то, к чему вы идете, а если вы не знаете к чему идете, то какая разница куда, как и с кем идти?
  • В учебных проектах цель напрямую связана с решаемой проблемой:
  • Цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.

Цель всегда находится за пределами деятельности

  • Все что мы делаем это решение определенных задач, а достигаемый результат это и есть цель.
  • нужно не только четко сформулировать цель, а сделать ее однозначно понимаемой, конкретной и измеримой, а также наполнить её смыслом, способным вдохновить на ее достижение.
Интересные примеры нашла на сайте http://www.dispozicia.ru:

«С какой целью вы покупали свой фотоаппарат?

Чтобы фотографировать?

Конечно, нет!

Для того, чтобы получать фотографии!

А вот собственно процесс съемки это и есть задача. Вы не можете получить фотографии, если не будете фотографировать.»

Мы выбираем методы и средства, определяем пути, ставим задачи

  • Определяя цель, мы отвечаем на вопрос «что?»,
  • дальше мы отвечаем на вопрос «Кто?»,
  • а намечая дальнейший путь мы отвечаем на вопрос: Как?
  • А дальше определяется комплекс мероприятий, реализация которых приведет к этим целям.

Если Вы поставите цель, а она на самом деле окажется задачей, то маловероятно, что Ваша цель будет достигнута.(интересный пример, к чему приводит неправильная постановка целей найдете на том же сайте )

Следует помнить также, что у авторов проекта и участников проекта цели могут быть не одинаковы. Самое главное, чтобы цели, определенные вами, не входили в разрез с целями, которые поставят перед собой участники. Цели должны быть сонаправлены и взаимосвязаны.

Чем цели отличается от задач?

  • Цель - это во имя чего предпринимается проект.
  • Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Задачи и результаты подаются количественной оценке.

Задача это всего лишь один из шагов на пути достижения цели.

Должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Перед кем ставить задачи?

Очень важно, если вы ставите задачу перед руководителем команды, чтобы он поставил эти задачи перед своими учениками точно также с теми же формулировками и указанием на определенные подробности, с какими задача была получена от вас. Не забывайте про наш богатый родной русский язык. Важна согласованность действий, а это достигается путем однозначного четкого понимания терминов, определений, критериев.

Каким образом осуществлять управление процессом выполнения задач и осуществлять контроль?

  • Создайте промежуточное подведение итогов.
  • Смысл процесса контроля заключается в постоянном стимулировании участников в продолжении движения в направлении позволяющих достигнуть намеченных целей.
  • Если вы не определили четкий результат – цели могут быть не достигнуты.
  • Организовывайте достижение результата, а не выполнение задачи.
  • Для участников задача это их ключевая цель и они должны ориентироваться на нее. Для вас же важен итог.

Формулируя задачи, используйте критерии SMART

  • S – spesific — конкретность
  • M – measurable — исчисляемость
  • A – area-specific — территориальность
  • R – realistic — реалистичность
  • T – time-bound – определенность во времени

Как определять цели и задачи учебных проектов и исследований учащихся?

Одно из требований к формулировке цели - наличие глагола неопределенной формы.

Учебные цели:

ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРИМЕНЯТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ОЦЕНИВАТЬ, СИНТЕЗИРОВАТЬ.

Цель – это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы хотели бы достичь. Главная задача этого утверждения — показать тип проблемы, с которым имеет дело проект.

Задачи — измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи — это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

  • Избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (например, улучшать, усиливать, содействовать).
  • Используйте слова, которые означают завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить

Методы

  • Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач.
  • Приводится схема организации работы по проекту и календарный план.
  • Должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Оценка и отчетность

Должно быть ясно:

  • как Вы предполагаете оценить в конце, достиг ли проект цели,
  • и как Вы будете контролировать процесс выполнения проекта

2.4. Учебные исследования

Следующим важным моментом в разработке сетевого учебного проекта является продумывание самостоятельных исследований, которые могут провести дети в рамках Вашего проекта и которые помогут решить поставленные Вами образовательные задачи. Если Ваш проект предполагает проведение таких исследований советуем Вам посмотреть курс Сивковой Р.А.(скачать архив) , который посвящен технологии проведения исследований. Для всех остальных изучение этого материала не является обязательным, отметим только, что вопросы не заканчиваются формулировкой ОВ и ПВ, они лежат в основе всей исследовательской деятельности.

Важно, чтобы вопрос соответствовал ответу – ответ соответствовал вопросу.

Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. При организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследования учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Важным шагом в проведении исследований является формулирование гипотез.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

Для детских исследований важно умение вырабатывать любые гипотезы, даже самые фантастические идеи и провокационные. Выдвижение нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск.

Способы проверки гипотез можно разделить на две группы:

  • на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации
  • на основе наблюдений, опытов, экспериментов.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных базовых умений исследователя.

Формулирование гипотез предполагает:

  • Индуктивное обобщение
    • метод проб и ошибок
    • поисковое исследование
  • Дедуктивное рассуждение
  • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
    • прогнозы
    • ЕСЛИ … ТО …
  • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
  • Альтернативные

Основные ошибки в исследовательских работах учащихся:

  • неправильная формулировка темы или названия работы;
  • отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор;
  • отсутствие статистической обработки полученных результатов;
  • неверная интерпретация полученных результатов;
  • несоответствие выводов и результатов исследования.

2.5. Планирование учебного проекта

Прежде чем составлять описание проекта и заниматься детальной разработкой деталей его проведения, критериями оценки деятельности участников и результативности проекта, попробует сначала набросать план его проведения.

Упражнение 3

Попробуйте начать разработку плана проекта с заполнения таблицы (вот это лучше заполнить в электронном варианте - потом пригодится для выполнения домашнего задания)
Учебный предмет  
Учебная тема  
Класс (возраст)  
Время изучения (в неделях)  
Когда (в каком месяце) изучается данная тема, сможете ли Вы заявить свой проект в данном учебном году  
Ключевые понятия изучаемой темы  
Какие межпредметные связи просматриваются в рамках выбранной тематики?  
Какие трудности вызывает у Вас изучение данной темы?  
Какие «трудные»[*]вопросы задают Вам дети при изучении данной темы  
Какие исследования можно провести в рамках этой темы
1            
а б в г д
 
2            
а б в г д
 
3            
а б в г д
 
4            
а б в г д
 
5            
а б в г д
 
6            
а б в г д
 
7            
а б в г д
 
*«Трудными», назовем те вопросы, которыми дети ставят нас в тупик, потому что мы сами не знаем на них ответа, или ответ кажется нам противоречащим тем целям, которые мы сами перед собой поставили при изучении данной темы.
Теперь осталось только определить значимость каждого исследования, поставив галочки в соответствующих квадратиках.
а) исследования, при проведении которых возможно сетевое общение.
б) исследования, в рамках которых дети смогут закрепить ключевые понятия выбранной темы.
в) исследования, которые будут по Вашему мнению интересны детям
г) исследования, которые помогут найти ответ на задаваемые детьми «трудные» вопросы.
д) исследования, которые могут провести дети данного возраста.

Если у Вас не нашлось ни одной темы исследования, где Вы поставили хотя бы 4 галочки, полистайте литературу, загляните в Интернет, поговорите с коллегами, обсудите с неспециалистами (свежий взгляд на вещи полезен). Короче попробуйте найти такие темы исследования, которые отвечают 4-5 перечисленным пунктам. Если у Вас и теперь не получилось, попробуйте поменять тему.

Лист планирования сетевого учебного проекта

Если Вы определились с темой, попробуйте поработать с таблицей планирования сетевого учебного проекта и оформить результаты своей работы в Летописи.(см. шаблон листа планирования, который можно заполнить, скопировать и вставить в документ Летописи - как назвать документ смотрите в задании к этапу).

Смотрите:

Учебный предмет  
Учебная тема  
Класс (возраст)  
Время изучения (2-3 недели)  
Ключевые понятия изучаемой темы  
Какие межпредметные связи просматриваются в рамках выбранной тематики?  
Что учащиеся должны узнать, работая в Вашем проекте?  
Чему учащиеся должны научиться, работая в Вашем проекте?  
Каким может быть творческое название Вашего проекта?(Краткое, яркое, емкое, запоминающееся и разумеется отражающее суть проекта)  
Какие учебные вопросы будет охватывать Ваш проект?(вопросы из учебника, имеющие однозначные ответы)  
Какие проблемные вопросы можно поставить в рамках Вашего проекта?(вопросы, не имеющие однозначного ответа, помогающие не просто ответить на учебные вопросы, а проанализировать ситуацию, дать ей личную оценку)  
Каким может быть основополагающий вопрос?(Глобальный вопрос, не имеющий однозначного ответа, стимулирующий познавательную деятельность, на который ребята должны дать ответ в конце проекта)  
Какие исследования можно провести в рамках Вашей темы?  
Чем Ваш проект будет интересен ребенку?  
Чем Ваш проект может заинтересовать учителя?  
Какие учебные материалы (лекции, упражнения, инструкции) Вы можете предложить учащимся  
Какие методические материалы Вы можете предложить учителю  
Что может стать итоговым продуктом  
Как будет организовано Ваше общение с участиками проекта?(э/почта, форум, чат, Web-сайт, Wiki-wiki. и т.п.)  
Будет ли и как организовано общение между участиками проекта?(э/почта, форум, чат, Web-сайт, Wiki-wiki. и т.п.)  
Как Вы проверите усвоение учащимися учебного материала? (тесты, практические задания; оценка: качественная, количественная: Самооцека, взаимооценивание, экспертное оценивение и анализ: и т.п.)  
Какой характер будет носить координация: скрытая или открытая? (Как показали Ваши вопросы на 2-м этапе не все понимают, что здесь имеется в виду. Поэтому, разъясняем.

Координация открытая, когда координатор /автор, сетевой педагог - вполне реальное лицо, так, как это, например, в нашем курсе.

Координация скрытая, когда с участниками общается вымышленный персонаж/персонажи, так, как, например, это происходит в проекте "Апельсиновый заяц". Такая координация привносит в проект элемент игры, позволяет организовать общение на равных.

 

   Тема 3


   Содержание
   Домашнее
   задание

   Пример заполнения плана проекта

   Курс Сивковой (архив)