Хостинг от uCoz

Разработаем проект вместе

[ О проекте ][ Участники ][ Тема 1 ][ Тема 2 ][ Тема 3 ][ Тема 4 ][ Тема 5 ][ Тема 6 ][ Тема 7 ][ Итоги ]

Тема 2. Планирование сетевого учебного проекта

Выполняя задания к прошлому занятию, Вы познакомились с рядом сетевых проектов и прислали свои визитные карточки. Ваши визитные карточки размещены на сайте для того, чтобы Вы могли получить представление друг о друге и в дальнейшем успешно общаться, выполняя совместные задания. Уже в рамках второй темы Вам предстоит не только выполнить индивидуальное задание, но и обсудить его с другими слушателями курса в мини-группе. Через три дня каждый из Вас получит состав и адреса участников Вашей мини-группы. На первом этапе выбор партнеров выполню за Вас я, как организатор проекта, но в дальнейшем Вы будете делать свой выбор самостоятельно.

2.1. Выбор темы

Упражнение 1.

Определите для себя, зачем Вам нужно проведение сетевого проекта. (отметьте нужное в правом столбце)
1 Для задуманного мною (моими учениками) исследования не достаточно данных, собранных в одном городе (стране)  
2 Я никогда не проводил сетевой проект и хочется попробовать свои силы  
3 Мне хочется, чтобы мои ученики сравнили свои знания со знаниями их сверстников  
4 Я хотел бы, чтобы моим ученикам было интересно учиться  
5 Я считаю, что общение со сверстниками из других городов будет полезно моим ученикам  
6 У меня мало материала по какой-то теме и я хотел бы, чтобы учителя из других регионов помогли собрать его  
7 Все проводят, чем я хуже других  
8 Мне это поможет в профессиональном росте  
9 Учебный материал, изучаемой темы предполагает наличие различных точек зрения, которые могут быть обусловлены, например, национальными особенностями  
10    
11    
12    

В книге Е..Н. Ястребцевой «Пять вечеров» говорится, что «проведение телекоммуникационных проектов целесообразно, когда в проекте предусматривается:

  • сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
  • сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
  • совместная познавательная, творческая или игровая деятельность»

Упражнение 2.

Взгляните на причины, которые Вы указали в задании 1. Есть ли среди них хотя бы одна, которая говорит о том, что проведение сетевого проекта в Вашем случае целесообразно? Если Вы не нашли ни одной причины, которая доказывает целесообразность проведения сетевого проекта, задумайтесь, так ли уж нужно Вам проведение именно сетевого проекта. Может быть, для изучения выбранной Вами учебной темы вполне достаточно внутришкольного проекта? Итак, мы плавно перешли к тому, что выбор темы проекта является одним из ключевых моментов при планировании сетевого проекта.

2.2. Планирование сетевого учебного проекта.

Вопросы: «Что делать?» и «С чего начать?» мучают уже не одно поколение. Хорошо, если Ваш проект обусловлен необходимостью, и Вы хорошо представляете, каким продуктом должен завершиться Ваш проект. А если нет?

Попробуйте начать с определения учебной темы, в рамках которой собираетесь свой проект проводить.

Чтобы проект получился действительно учебным, он должен

  • проводиться в тоже время, когда данная тема изучается в школе и умещаться в те же временные рамки;
  • развивать у детей какие-то умения и навыки в рамках выбранной темы;

Каждый сетевой учебный проект по-своему уникален, по крайней мере, очень хочется, чтобы проекты не были похожи друг на друга как ящики. Тем не менее, можно определить примерную структуру образовательного проекта:

  1. Название.
  2. Цитата, лозунг.
  3. Аннотация.
  4. Цели и задачи.
  5. Участники.
  6. Условия регистрации.
  7. Сроки реализации проекта.
  8. Этапы проведения проекта.
  9. Условия участия.
  10. Особенности проведения, виды деятельности.
  11. Формы взаимодействия организаторов с участниками.
  12. Критерии оценивания работ участников и проекта.
  13. Результаты проекта. Награды, призы.
  14. Возможное продолжение/ развитие проекта.
  15. Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

Как и для любого учебного проекта, сетевой проект предусматривает наличие основополагающего вопроса.

  • Весь проект (УП) есть расширенный ответ на основополагающий вопрос (ОПВ).
  • Цель УП – ответ на ОПВ.
  • ОПВ должен быть интересным для большинства учащихся.
  • ОПВ должен мотивировать обучение.
  • Учитывает возрастные особенности.
  • Лаконичность.
  • Не имеет однозначного ответа.
  • Не содержит специальной терминологии.
  • Не может быть риторическим.
  • Должен быть вопросительным предложением.
  • Полезно употребление вопросительных слов: что, как, когда, где, почему
  • УП не может не иметь ОПВ.

Учебный проект направлен на изучение конкретной учебной темы, поэтому для учителя важно определить цели и задачи обучения. А также составить цепочку учебных вопросов, на которые должны ответить дети в процессе обучения. Но нельзя забывать и о том, что учебный проект должен быть интересен ребенку. Правильно подобранный основополагающий и проблемные вопросы помогут мотивировать детей на работу в проекте, направят их поиск в нужное русло.

Следующим важным моментом в разработке сетевого учебного проекта является продумывание самостоятельных исследований, которые могут провести дети в рамках Вашего проекта и которые помогут решить поставленные Вами образовательные задачи. Технологии проведения исследований посвящен курс Сивковой Р.А.(скачать архив) Отметим только, что вопросы не заканчиваются формулировкой ОВ и ПВ, они лежат в основе всей исследовательской деятельности.

Важно, чтобы вопрос соответствовал ответу – ответ соответствовал вопросу.

Главной целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся навыка исследования как способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. При организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследования учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Важным шагом в проведении исследований является формулирование гипотез.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом.

Для детских исследований важно умение вырабатывать любые гипотезы, даже самые фантастические идеи и провокационные. Выдвижение нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск.

Способы проверки гипотез можно разделить на две группы:

  • на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации
  • на основе наблюдений, опытов, экспериментов.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных базовых умений исследователя.

Формулирование гипотез предполагает:

  • Индуктивное обобщение
    • метод проб и ошибок
    • поисковое исследование
  • Дедуктивное рассуждение
  • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
    • прогнозы
    • ЕСЛИ … ТО …
  • Данные связаны с гипотезой правилами дедуктивной логики
  • Альтернативные

Основные ошибки в исследовательских работах учащихся:

  • неправильная формулировка темы или названия работы;
  • отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор;
  • отсутствие статистической обработки полученных результатов;
  • неверная интерпретация полученных результатов;
  • несоответствие выводов и результатов исследования.

Упражнение 3

Попробуйте начать разработку проекта с заполнения таблицы
Учебный предмет  
Учебная тема  
Класс (возраст)  
Время изучения (в неделях)  
Когда (в каком месяце) изучается данная тема, сможете ли Вы заявить свой проект в данном учебном году  
Ключевые понятия изучаемой темы  
Какие межпредметные связи просматриваются в рамках выбранной тематики?  
Какие трудности вызывает у Вас изучение данной темы?  
Какие «трудные»[*]вопросы задают Вам дети при изучении данной темы  
Какие исследования можно провести в рамках этой темы
1            
а б в г д
 
2            
а б в г д
 
3            
а б в г д
 
4            
а б в г д
 
5            
а б в г д
 
6            
а б в г д
 
7            
а б в г д
 
*«Трудными», назовем те вопросы, которыми дети ставят нас в тупик, потому что мы сами не знаем на них ответа, или ответ кажется нам противоречащим тем целям, которые мы сами перед собой поставили при изучении данной темы.
Теперь осталось только определить значимость каждого исследования, поставив галочки в соответствующих квадратиках.
а) исследования, при проведении которых возможно сетевое общение.
б) исследования, в рамках которых дети смогут закрепить ключевые понятия выбранной темы.
в) исследования, которые будут по Вашему мнению интересны детям
г) исследования, которые помогут найти ответ на задаваемые детьми «трудные» вопросы.
д) исследования, которые могут провести дети данного возраста.

Если у Вас не нашлось ни одной темы исследования, где Вы поставили хотя бы 4 галочки, полистайте литературу, загляните в Интернет, поговорите с коллегами, обсудите с неспециалистами (свежий взгляд на вещи полезен). Короче попробуйте найти такие темы исследования, которые отвечают 4-5 перечисленным пунктам. Если у Вас и теперь не получилось, попробуйте поменять тему.

   Тема 2


   Содержание
   Приложение 3
   Домашнее
   задание


   Состав
   Мини-групп