Тема: Природа лесной полосы. Занятия населения лесной полосы.
Цель:
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в заочное путешествие и будем исследовать чудеса и тайны новой природной зоны. Мы познакомимся с положением зоны на карте, климатом, животным и растительным миром, занятием населения. К концу урока вы должны будете знать особенности природы и занятий населения новой природной зоны; уметь определять по основным признакам природную зону.
* * * Отгадайте загадку. * * *
* * * По каким признакам вы ее узнали? * * *
* * *А сейчас какое время года? * * *
* * *Почему с приходом зимы происходят такие изменения в животном мире? * * *
Как обычно на уроке мы должны сделать прогноз погоды на сегодня. Сделаем иллюстрированный прогноз.
Задание: на доске даны графические изображения природных и погодных явлений;
нужно выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время.
? Сделай вывод.
* * *Ребята, а кто из вас знает, что изучают эти ученые? * * *
Прежде чем приступить к изучению новой зоны, мы должны вспомнить природные зоны, с которыми знакомились на прошлых уроках. Для этого мы поработаем в наших научных группах. На столе каждой группы лежит лист с тестовым заданием. Нужно установить соответствие.
* * *Как мы устанавливаем соответствие? * * *(Дети работают 2 минуты и задание проверяется).
Вывод: итак, вы установили соответствие между природными зонами и объектами природы, расположенными в ней.
A.Расположение (сообщает ученик из группы географов).
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. |
Короткое, прохладное лето. Длинная, морозная зима, глубокие снега, сильные метели. |
Карликовая береза, полярная ива, морошка, брусника, голубика. |
Северный олень, песец, лемминг, волк, белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди. |
Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Вывод: итак, вот характеристика последней изученной нами зоны. |
Погореловский (читает ученик).
* * *Итак, что это за зона?* * *
* * *Предположите, каким цветом может быть показана зона лесов на карте. Почему?* * *
* * *Как располагается зона лесов по отношению к зоне тундры? * * *
К югу от зоны тундры. |
(Говорит учитель).Лесная полоса тянется от западных границ нашей страны на восток до
Тихого океана протяженностью более 7000 километров. Ширина этой полосы на отдельных участках
на востоке до 3000 километров. Как видите зона лесов занимает больше половины территории
России.
* * *В каком направлении изменяется природа нашей страны? Почему?* * *
(Ребенок по рисунку отвечает).
Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче. |
Вывод: Действительно, лето здесь более теплое и длинное, чем в
тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно
для роста деревьев.
(Учитель.) На каждом уроке мы говорим, что неживая природа тесно
связана с живой. А какие условия нужны для того, чтобы выросли
ддеревья?
Солнце- температура воздуха- влага-почва-растения.
* * *Мы должны найти ответ на вопрос о том, одинаковые ли растения растут в зоне лесов?* * *
(Учитель) Широкой полосой на севере лесной зоны тянется тайга.
какие там растут растения рассмотрим на таблице.
Ели, сосны, пихты, лиственницы, кедры.
* * *Как назвать их одним словом? Почему? * * *
(О растениях тайги рассказывает ученик)
(Учитель) На юго-западе, в Сибири и дальнем Востоке растут смешанные леса.(Смотри таблицу)
* * *Какие деревья растут в смешанных лесах?* * *
(О растениях смешанных лесов рассказывает ученик)
Ель, сосна, кедр, липа, береза, осина. |
(Учитель) Продолжите мою мысль: с лесным миром очень тесно связан какой мир? Как вы думаете, одинаковые ли звери живут в тайге и в смешанных лесах? Почему?
Игра. У вас на столе конверт, в нем картинки с животными. Попробуйте разделить их на 2 группы: 1) животные тайги, 2)животные смешанных лесов.
Населите зону тайги. Населите зону смешанных лесов.
* * *Почему этих животных выбрали?* * *
Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось, филин, кукушка, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел. |
Охота, ллесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах. |
Сравни природные зоны. В какой зоне более благоприятные условия для живой природы? Проверим, как вы это усвоили? составленную характеристику я закрою и предложу вам другую. Вы должны найти ошибки и исправить их.
Вывод: c помощью научных групп мы провели исследование зоны лесов.
* * *Чем вы можете помочь лесу в настоящем возрасте? * * *
Ребята, а к нам зона лесов какое-то отношение имеет?
Наша область находится в промежуточной зоне лесо-степной.
Мы ее будем подробно изучать в разделе "Наш край"
Записать значение леса для природы и жизни людей.
Вот мы и совершили заочное путешествие в еще одну природную зону -зону лесов.