Из опыта работы по проведению переводных экзаменов по физике в 8-х и10-х классах c использованием тестов
  Существенной компонентой современных информационных технологий в образовании являются методы непрерывного и интенсивного контроля знаний и , в частности , система рейтинга.
Важнейщий элемент рейтинговой системы - тестирование . Тесты позволяют в кратчайщий срок проверить знания больших групп учащихся , выявить пробелы при изложении учебного материала ,применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д.
Опыт показывает , что и сами ученики предпочитают тестирование другим методам контроля знаний , считая его наиболее объективным .
Во многих вузах г.Омска вступительные экзамены проводятся в форме тестирования на ЭВМ . Но такая форма предполагает определенную начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера . Ребёнок никогда не работавший с тестами часто допускают ошибки не из-за незнания предмета , а из-за неумения работать с тестами .
 Существует две формы организации тестов , которые условно можно назвать "выбери ответ из предлагаемых вариантов " и " напиши правильный ответ " . Вторая форма сложнее для тестируемого , т.к. , во-первых , предполагает наличие хороших навыков работы на ЭВМ , во-вторых , предполагает абсолютную грамотность ученика при выдаче ответа ,в-третьих , каждый ответ может иметь различную степень подробности и оценка правильности ответа будет затруднена ,в-четвертых , из-за перечисленных ранее причин такое тестирование достаточно длительный процесс .
Поэтому , как правило , на экзаменах используется первая форма организации тестов по принципу " выбери ответ из предложенных вариантов " , которая обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым и , как следствие , быстроту прохождения теста . для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа , выбрав его среди предложенных . Такая простота выдачи ответа не отвлекает учащегося от предметной сути поставленного перед ним вопроса .
 Преимущество такой организации тестирующей программы заключается еще и в простом критерии правильности ответа : совпадение номеров действительно правильного ответа на вопрос теста и ответа , данного учеником .
Однако такая организация теста имеет и недостаток : наличие " скрытой " подсказки на вопрос - выбирать ответ гораздо легче , чем писать его полностью самостоятельно . Поэтому следует тщательно выбирать варианты ответов . Хотя бы некоторые из них должны быть достаточно правдоподобны и учитывать наиболее часто встречающиеся ошибки , допускаемые учащимися .
В реальных условиях работы в нашей школе я решила , что нужно использовать те преимущества ,которое дает тестирование .
Использование программированных заданий , тестов для учащихся нашей школы уже не ново , они вполне освоились с таким видом работы . Чтобы эта работа носила менее формальный характер кроме заполненной отчетной таблицы ребята сдают и черновики к заданиям .
Работая со старшеклассниками , я обращаю их внимание на то , что такая система проверки знаний становится все более распространенной в вузах и других учебных заведениях . Наиболее успешно справляются с заданиями те , кто имеет навыки работы с подобным материалом , если же навыки отсутствуют или их недостаточно , то , несмотря на наличие знаний , задания выполняются плохо .
 Я говорила уже о том , что для проверки знаний абитуриентов и студентов стали использовать ЭВМ и , чтобы помочь в подготовке учащихся к этому , нужно в школе использовать аналогичные формы контроля знаний .
Учитывая это я обратилась к учителю информатики в нашей школе - Маркер Надежде Юрьевне с предложением провести экзамен по физике в 10 классе с использованием ЭВМ . К этому времени у меня уже были разработаны экзаменационные задания для 10 класса на 6 вариантов с 45 вопросами , опробованные на письменном экзамене по физике в 1994 году .
Работа по составлению программ для ЭВМ проводилась учащимися под руководством Маркер Н.Ю. , в течение нескольких месяцев для компьютеров типа УКНЦ . Экзамен был проведен результаты оказались хорошими .
В процессе работы учащихся с ЭВМ при составлении программ отрабатывались навыки работы с таким материалом , появлялась необходимость возвращаться к пройденному материалу по физике ,а в итоге - экзамен , который прошел гораздо быстрее и нагляднее была оценка знаний по предмету.
баллы | сдавали | |
1994(письм.) | 1997 (ЭВМ) | |
"5" | 7 | "4" |
"4" | 13 | 3 |
"3" | 3 | нет |
"3" | нет | нет |
Всего | 23 | 7 |
Черновики с расчетами учащиеся сдавали экзаменаторам .
В 1995 -1996 учебном году я подготовила экзаменационные тесты для 8 класса - 7 вариантов по 20 вопросов . Экзамен сдавали письменно .
сдавали - 28
" 5 " - 13
" 4 " - 10
" 3 " - 5
В этом году учащиеся 10 - 11 классов под руководством Маркер Н.Ю. разработана программа тестирования для 8 класса и доработана для 10 класса для машин типа IBM . В неё включена возможность выбора одного из 2-х экзаменов ( либо 8 ,либо 10 ) . Структура программ позволяет расширить количество вариантов в тестах экзамена для любого класса или включения данных для проведения экзамена в других классах .
Программа работает в режиме диалога с учащимися : в начале работы ученик должен ввести свою фамилию , имя , класс . Далее предусмотрены две возможности выбора варианта :
1) случайным образом
2) по указанию учителя .
После выбора варианта программа начинает последовательно выдавать на экран вопросы теста . Часть вопросов иллюстрирована . Выбор правильных ответов осуществляется с помощью меню .
Программа анализирует правильность ответов , но результат не сообщается до тех пор , пока учащийся не ответит на все вопросы теста . После этого сообщается результат тестирования : количество правильных ответов , перечисляются номера вопросов , в которых допущены ошибки , на экран выдается оценка , полученная в результате экзамена . Эти же данные помещаются в специальный файл , впоследствии используется программа , формирующая отчет по результатам проведения экзамена .
Для проведения этой работы потребовалось много времени , т.к. она очень трудоёмкая , как для учителей , так и для учащихся , но ,на мой взгляд , полезная , т.к. в конечном
итоге позволяет учящимся приобретать новые навыки работы на компьютере ,а так же позволяет более оперативно и наглядно проверять знания учащихся .
Приложение
Оценочная шкала
8 класс | 10 класс | ||
число правильных ответов | оценка | число правильных ответов | оценка |
0 - 4 | 1 | 0 - 9 | 1 |
5 - 8 | 2 | 10 - 18 | 2 |
9 - 12 | 3 | 19 - 27 | 3 |
13 -16 | 4 | 28 - 36 | 4 |
17 -20 | 5 | 37 - 45 | 5 |
Литература: 1. О.Ф.Кабардин , С.И.Кабардин , В.А.Орлов
"Задания для контроля знаний учащихся по физике в 7 - 11 классах
общеобразовательных учреждений" М. ,Просвещение 1995
2. А.Левин " Самоучитель работы на компьютере "
Международное агенство " АДВТ ", Москва 1996
3. А.П.Рымкевич " Сборник задач по физике "
М. ,Просвещение 1992
4. В.П.Демкович , П.П.Демкович
" Сборник задач по физике для 8 - 10 классов средней школы "
М. ,Просвещение 1973