Романова Надежда Николаевна, учитель физики
МОУ средняя общеобразовательная школа
тел. 42-42-75
Использование компьютерного тестирования при контроле качества знаний школьника на уроках физики
Существенной компонентой современных информационных технологий в образовании являются методы непрерывного и интенсивного контроля знаний и, в частности, система рейтинга.
Важнейший элемент рейтинговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кратчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми и т.д.
Разработка тестового контроля включает следующие этапы
- определение целей тестирования (прогностические - связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические - связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);
- отбор и упорядочивание заданий;
- компоновка тестов по блокам;
- апробация;
- проведение тестовых испытаний.
Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:
Это позволяет определять уровень сложности теста.
Оценочные шкалы
Количественная: абсолютная и относительная.
Порядковая: ранговая (рейтинговая), дескриптивная (аналоговая и знаковая).
Преимущество количественных шкал - их простота и определенность. При тестировании чаще всего используются относительная и рейтинговая шкалы.
Уровни тестов
В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней усвоения.
Первый уровень означает приобретение обучаемым знаний - знакомств, с помощью которых он способен узнавать то или иное явление в ряду ему подобных. Для достижения этого требуется обязательная опора на конкретное явление, информация о котором была представлена в процессе обучения.
Второму уровню соответствуют знания, с помощью которых обучаемый может воспроизводить учебную информацию по памяти.
Третий уровень означает приобретение обучаемым способности решать типовые задачи, используя для этого усвоенные им в процессе обучения способы их решения.
На четвертом уровне, обозначаемом как уровень трансформации или творчества, обучаемый способен творчески использовать полученные знания, умения и навыки в новых, нетипичных ситуациях.
Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.
Для проверки качества усвоения на первом уровне используются тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнения действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения.
Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнение или подстановку , тесты на понимание и воспроизведение.
Тесты третьего уровня требуют умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования.
Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной незнакомой ему ситуации.
Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами:
Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.д.), для оценки которого он предназначен.
Выделяют три типа валидности:
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приводит к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности.
При составлении тестов должны учитываться следующие требования:
- строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
- простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос,
- однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины обозначений, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
Опыт показывает, что и сами ученики предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.
Во многих вузах г. Омска вступительные экзамены проводятся в форме тестирования на ЭВМ. Но такая форма предполагает определенную начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Ребёнок никогда не работавший с тестами часто допускают ошибки не из-за незнания предмета, а из-за неумения работать с тестами.
Существует две формы организации тестов, которые условно можно назвать “выбери ответ из предлагаемых вариантов“ и “напиши правильный ответ”. Вторая форма сложнее для тестируемого, т.к., во-первых, предполагает наличие хороших навыков работы на ЭВМ, во-вторых, предполагает абсолютную грамотность ученика при выдаче ответа, в-третьих, каждый ответ может иметь различную степень подробности и оценка правильности ответа будет затруднена, в-четвертых, из-за перечисленных ранее причин такое тестирование достаточно длительный процесс .
Поэтому, как правило, на экзаменах используется первая форма организации тестов по принципу “выбери ответ из предложенных вариантов”, которая обеспечивает относительно простой диалог с тестируемым и, как следствие, быстроту прохождения теста, для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Такая простота выдачи ответа не отвлекает учащегося от предметной сути поставленного перед ним вопроса.
Преимущество такой организации тестирующей программы заключается еще и в простом критерии правильности ответа: совпадение номеров действительно правильного ответа на вопрос теста и ответа, данного учеником.
Однако такая организация теста имеет и недостаток: наличие “скрытой” подсказки на вопрос - выбирать ответ гораздо легче, чем писать его полностью самостоятельно. Поэтому следует тщательно выбирать варианты ответов. Хотя бы некоторые из них должны быть достаточно правдоподобны и учитывать наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые учащимися.
В реальных условиях работы в нашей школе я решила, что нужно использовать те преимущества, которое дает тестирование. Использование программированных заданий, тестов для учащихся нашей школы уже не ново, они вполне освоились с таким видом работы. Чтобы эта работа носила менее формальный характер кроме заполненной отчетной таблицы ребята сдают и черновики к заданиям.
Работая со старшеклассниками, я обращаю их внимание на то, что такая система проверки знаний становится все более распространенной в вузах и других учебных заведениях . Наиболее успешно справляются с заданиями те, кто имеет навыки работы с подобным материалом, если же навыки отсутствуют или их недостаточно, то, несмотря на наличие знаний, задания выполняются плохо.
Я говорила уже о том, что для проверки знаний абитуриентов и студентов стали использовать ЭВМ и, чтобы помочь в подготовке учащихся к этому, нужно в школе использовать аналогичные формы контроля знаний.
Учитывая это я обратилась, к учителю информатики в нашей школе - Маркер Надежде Юрьевне с предложением провести экзамен по физике в 10 классе с использованием ЭВМ. К этому времени у меня уже были разработаны экзаменационные задания для 10 класса на 6 вариантов с 45 вопросами, опробованные на письменном экзамене по физике в 1994 году.
Работа по составлению программ для ЭВМ проводилась учащимися под руководством Маркер Н.Ю., в течение нескольких месяцев для компьютеров типа УКНЦ. Экзамен был проведен, результаты оказались хорошими.
В процессе работы учащихся с ЭВМ при составлении программ отрабатывались навыки работы с таким материалом, появлялась необходимость возвращаться к пройденному материалу по физике, а в итоге - экзамен, который прошел гораздо быстрее и нагляднее была оценка знаний по предмету.
В 1995 -1996 учебном году я подготовила экзаменационные тесты для 8 класса - 7 вариантов по 20 вопросов. Экзамен сдавали письменно В 1998 году учащимися 10 - 11 классов под руководством Маркер Н.Ю. была разработана программа тестирования для 8 класса и доработана для 10 класса для машин типа IBM . В неё включена возможность выбора одного из 2-х экзаменов ( либо 8 ,либо 10 ) . Структура программ позволяет расширить количество вариантов в тестах экзамена для любого класса или включения данных для проведения экзамена в других классах .
Программа работает в режиме диалога с учащимися: в начале работы ученик должен ввести свою фамилию, имя, класс. Далее предусмотрены две возможности выбора варианта :
1) случайным образом
2) по указанию учителя.
После выбора варианта программа начинает последовательно выдавать на экран вопросы теста . Часть вопросов иллюстрирована . Выбор правильных ответов осуществляется с помощью меню .
Программа анализирует правильность ответов, но результат не сообщается до тех пор, пока учащийся не ответит на все вопросы теста . После этого сообщается результат тестирования: количество правильных ответов, перечисляются номера вопросов, в которых допущены ошибки, на экран выдается оценка, полученная в результате экзамена. Эти же данные помещаются в специальный файл, впоследствии используется программа, формирующая отчет по результатам проведения экзамена .
Для проведения этой работы потребовалось много времени, т.к. она очень трудоёмкая , как для учителей, так и для учащихся, но, на мой взгляд, полезная, т.к. в конечном итоге позволяет учащимся приобретать новые навыки работы на компьютере, а так же позволяет более оперативно и наглядно проверять знания учащихся .
В настоящее время эти тесты используются для итогового контроля знаний учащихся 8 и 10 классов. Предлагаю результаты итогового контроля знаний в 10 и 8 классах:
Диаграмма качества знаний и успеваемости
10 класс
8 класс
При сравнении результатов тестирования за эти годы я пришла к выводу, что такой способ проверки знаний учащихся дает им возможность оценить свои успехи по объективным критериям, а учителю дает достаточно полную картину успехов каждого ученика в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями программы.
Кроме того, такая форма проверки знаний более комфортна для учащихся, они не испытывают давления со стороны учителя, ведут себя раскованно и более уверенно, что способствует получению ими более высокой оценки, чем при традиционных формах проверки.
Приложение
Оценочная шкала
8 класс 10 класс
число правильных ответов |
оценка |
число правильных ответов |
оценка |
0 - 4 |
1 |
0 - 9 |
1 |
5 - 8 |
2 |
10 - 18 |
2 |
9 - 12 |
3 |
19 - 27 |
3 |
13 -16 |
4 |
28 -36 |
4 |
17 -20 |
5 |
37 -45 |
5 |
Литература: 1. О.Ф.Кабардин , С.И.Кабардин , В.А.Орлов
“Задания для контроля знаний учащихся по физике в 7 - 11 классах
общеобразовательных учреждений” М. ,Просвещение 1995
- Романов А.В., “Методика подготовки и проведения тестового контроля в учебном процессе”. Чебоксары: Клио, 1998
- Селевко Г.К., “Современные образовательные технологии: учебное пособие”, М.Народное образование, 199
6. А.П.Рымкевич “Сборник задач по физике” М. ,Просвещение 1992
- В.П.Демкович, П.П.Демкович Сборник задач по физике для 8 - 10 классов средней М., Просвещение 1973
- И.А.Плотникова “Методика тестового контроля в старших классах” М. Информатика и образование,№1-2000