Маркер Надежда Юрьевна
Учитель основ информатики и ВТ
МОУ средняя общеобразовательная школа №99 г.Омска
с углубленым изучением отдельных предметов
тел. 42-42-75
Внедрение компьютерных технологий в образовательный
процесс в рамках средней школы
Цель:
внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс для активизации творческой деятельности учащихся.Задачи:
- Научить учителей компьютерным технологиям:
- Использование компьютерных технологий учителями-предметниками на своих уроках;
- организация тестового контроля учащихся;
- внедрение информационных технологий в учебный процесс.
- Расширение компьютерного парка школы
- Ведение бухгалтерского и кадрового учета с помощью ЭВМ.
Спланировать работу по внедрению информационных технологий в школе можно по-разному. Это зависит в немалой мере от начального оснащения школы вычислительной техникой. Кроме того, следует учитывать средний возраст учителей, общий уровень подготовки учащихся данной школы и многое другое.
Ясно одно, учителя, так же как и ученики, люди разные и требуют индивидуального подхода. То, что хорошо для одного, может отпугнуть другого.
Исходя из этого, предлагаю выделить три этапа внедрения технологий.
Цель I этапа - заинтересовать учителей, помочь им выбрать понятное и интересное для них направление, подготовить детей, способных оказать учителям практическую помощь при работе на ЭВМ во время проведения проектов.
Цель II этапа – расширить представление каждого учителя о возможностях применения компьютерных технологий, улучшить практические навыки работы на ЭВМ каждого учителя, проведение разнообразных уроков, использующих компьютерные технологии, проведение собственных сетевых проектов.
Цель III этапа – расширение компьютерного парка, разработка и внедрение интегрированных курсов использующих информационные технологии, использование ЭВМ всеми учителями-предметниками, ведение делопроизводства с помощью ЭВМ.
Так же как и успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того, что заложено в начальной школе, так и выполнение программы информатизации школы во многом зависит от 1 этапа.
I этап
Для решения задач I этапа существует несколько способов:
- Заинтересовать учителя возможностью участвовать в сетевых олимпиадах, помочь ему привлечь к работе детей, помочь правильно организовать его работу и работу группы детей. Хороший результат дает создание разновозрастных групп. В такой группе, как правило, действует разделение труда. Младшие дети собирают материал, старшие оформляют его на компьютере, занимаются отправкой материала или помогают младшим осуществить поисковую работу в сети Интернет.
В этом случае важно выбрать такой сетевой проект, который окажется учителю и детям по зубам и будет доведен организаторами до конца, т.е. будут обнародованы его результаты и как-то отмечены победители. Отрицательный опыт, полученный учителем на этом этапе, как правило, запоминается надолго и может легко оттолкнуть. Положительный же, наоборот является большим стимулом. Проблема в том, что заранее не всегда можно этот опыт спрогнозировать. Проекты в сети Интернет заявляют разные люди, далеко не всегда они последовательны и доброжелательны к участникам. Участников таких горе -проектов необходимо поощрять в рамках своей школы. - Заинтересовать детей участием в сетевых конкурсах и олимпиадах. Даже, если ни одного учителя не заинтересует проект, объявленный в сети, но он заинтересует учащихся, такой проект нужно поддерживать. В этом случае направляющая роль ложится на плечи сетевого координатора. И в его праве направить детей к какому-то учителю за помощью. Как правило, кончается это тем, что учитель невольно вовлекается в сетевую работу, и в следующем проекте участвует добровольно и с удовольствием.
- Обучение учителей работе на компьютере. Надо заметить, что для участия в сетевых проектах это совсем не обязательно. С другой стороны не каждый предметник понимает, зачем ему учиться работать на компьютере, считает это либо блажью, либо сложным для себя делом. Но, приняв участие в каком-либо проекте, начинает понимать, каких именно знаний ему не хватает. Но есть большая группа учителей не видящая смысл в сетевой работе, зато отлично понимающая, что на ЭВМ можно, например, карточки к урокам печатать и хочет этому научиться. И замечательно! Пусть научатся сначала этому. Работая в компьютерном классе, они волей-неволей увидят и то, чем заняты другие учителя и как показывает опыт, на одном текстовом редакторе не остановятся. В прошлом году несколько учителей нашей школы, например, создали сами свои Wed-странички. Одна из них, учитель физики Надежда Николаевна Романова сегодня выступит перед вами.
- Проведение в компьютерном классе интегрированных уроков. Открытые уроки приходится время от времени давать каждому учителю в каждой школе. Естественно хочется сделать урок необычным и полезным. И вот здесь можно предложить предметнику объединить усилия. Можно сначала пояснить, какие программные средства есть в кабинете информатики или что можно продемонстрировать с помощью стандартного программного обеспечения. А предметник уже сам предложит вам тему урока. Можно пойти другим путем, выяснить, какие темы сейчас проходят его ученики, какие возникают проблемы в объяснении материала, а потом предложить какой-то способ разрешения этих проблем с помощью компьютерной техники.
- Проведение оценки знаний по предмету с помощью тестирования на компьютере. Тема очень актуальна, т.к. при поступлении в Вузы ребятам все чаще и чаще приходится сталкиваться с тестами. Эта работа может начинаться по-разному. Каждый учитель – предметник, как правило, тестами уже давно пользуется, только тесты эти раздает на бумажных носителях. В Вузах же применяют все чаще компьютерное тестирование, которое требует от учащихся дополнительных навыков, совсем с предметом тестирования не связанных. Знающий русский язык учащийся, может получить плохую оценку за тест только потому, что пару раз нажал не на ту клавишу. К сожалению не каждый учитель-предметник это понимает. Существует немало написанных кем-то готовых тестов (например, Телетестинг), за такой тест нужно посадить самого учителя. Как правило, результат этого первого для учителя тестирования бывает неутешительным. Плохой результат может не только озадачить учителя, но и испугать. Поэтому тут же необходимо пояснить ему на какие компьютерные грабли он наступил, и что на те же грабли наступит ребенок при поступлении и что ребенка к таким тестам нужно готовить. И одного урока информатики тут явно не достаточно.
Далее есть три пути:
а) совместно с учителем –предметником проводить регулярное тестирование по готовым программам, если таковые учителя устраивают;
б) предложить учителю переложить имеющиеся у него тесты для итогового или промежуточного тестирования на язык нулей и единиц, то бишь запрограммировать (сделать это легко могут учащиеся старших классов, да и много разных есть программ-болванок для создания компьютерных тестов, особенно, если в тестах не нужна иллюстрация);
в) наконец, учитель может разработать новые тесты по любой интересующей его теме, предложить свою оригинальную форму тестирования. Такой тест сложнее запрограммировать, но его и на НОУ будет показать не стыдно. - Освещение деятельности учителей в средствах массовой информации. Здесь конечно, речь пойдет об Интернет-изданиях. Опубликовать свою работу в печати не так-то просто. Иногда годы проходят. Написав статью, например, в телеконференцию, получаешь отклик незамедлительно. И прочтут, и поправят, и свои наработки вышлют. Пользуйся! Особенно интересен в этом смысле, @вгустовский педсовет, который проводился в нашей стране уже дважды. Здесь с любым метром можно быть на короткой ноге. Узнаешь, чем живет образование страны, чего ждать в перспективе, какие новые учебники и учебные пособия появились, какие программы лучше использовать. Короче, много полезной для нас учителей информации. В первом таком педсовете приняло участие большинство учителей нашей школы, во втором много меньше, так как был сильно ограничен доступ в Интернет.
Еще один способ увековечить свои труды: размещение их на образовательном сервере. Такой сервер у нас в Омске существует уже более двух лет. Конечно, далеко не каждый учитель может самостоятельно подготовить свой материал для размещения в сети, на первом этапе ему нужно помочь. У нас в прошлом году такую помощь учителям оказали учащиеся 8а класса (этот класс изучает информатику с 5-го класса и на уроках технологии обучался технике создания Web-страниц). Ребята создали школьный сайт, на котором разместили разработки учителей нашей школы. Этот сайт предполагается и дальше наполнять материалами. - Подготовка учащихся, способных оказать учителям посильную помощь при создании ресурсов и проектной работе. Надеюсь, вы заметили как много сил душевных и физических должен вложить учитель информатики или сетевой координатор на первом этапе. Его ждет просто титаническая и самоотверженная работа. Но он должен подготовить на этом этапе не только как можно больше единомышленников, но и как можно больше помощников, которые способны будут взять часть его работы на свои плечи, ибо объемы работ на втором этапе резко возрастут. И это должны быть дети, ибо им участвовать в проектах и ради их совершенствования вся эта каша и заваривалась.
- организация поисковой работы в сети Интернет при написании рефератов, выполнении творческих заданий.
Наконец, самое важное, на протяжении всех этапов, необходимо постоянное озвучивание на педагогических советах результатов проделанной работы. Хорошо, если администрация с вами заодно: понимает, учится, участвует. Если нет, не судите ее слишком строго. У нее других дел по горло, просто потихоньку приучайте ее к мысли, что без применения в учебном процессе компьютера дальнейшая работа в школе невозможна. Ведь это истинная, правда. И любой директор или завуч рано или поздно это поймет и станет вашим союзником. Лучше бы, конечно, раньше, ведь расширение компьютерного парка уже на втором этапе не помешает. Но не надо ждать милостей от природы. И тем более раскисать, если машин не хватает. В нашем деле надо все время продвигаться вперед и искать альтернативные пути решения любой проблемы.
II этап
Второй этап – это, по сути, закрепление достижений I этапа, поэтому перечисленные в первом этапе направления продолжают работать.
Если вам удалось улучшить компьютерный парк, замечательно, можно уже особо продвинутым учителям-предметникам проводить некоторые свои уроки в кабинете информатики. Если не удалось, все равно можно иногда поменяться с предметником кабинетами. Учитель должен почувствовать прелесть такого урока и возможности. Он же будет и союзником в деле расширения компьютерного парка.
Большинство учителей на данном этапе уже способно получить ликбез по основам компьютерных технологий. На таких занятиях надо заполнить пробелы в их знаниях, дать возможность попробовать себя в новом направлении. Например, с помощью ваших продвинутых детей создать образовательный ресурс по своему предмету или заявить и провести собственный сетевой проект федерального уровня. Работа на этом этапе потребует от учителей большей самоотдачи и позволит им лучше освоить практические навыки работы на компьютере, вообще понять, зачем им этот компьютер нужен. На этом этапе обязательно нужно научить работать на компьютере администрацию школы. Директор и завучи должны четко представлять, какие задачи в плане информатизации стоят перед современной школой, и пытаться претворять их в жизнь. Иначе третьего этапа может и не быть
III этап
Полная компьютеризация школы. Все всё поняли, многое знают и умеют. Горят желанием применить свои знания и умения. На этом этапе все упирается в наличие нескольких компьютерных классов. Эпизодические уроки уже пройденный этап, нужны предметные курсы, основанные на применении компьютерных технологий.
Сейчас в городе есть, по крайней мере, два десятка школ, перешедших от первого этапа по внедрению компьютерных технологий ко второму. Будет ли в этих школах начат третий этап, зависит уже не только от нас.
Ожидаемый эффект от внедрения компьютерных технологий:
- повышение мотивации обучения;
- формирование у учащихся информационной картины мира;
- понимание взаимосвязи между изучаемыми в школе дисциплинами;
- повышение успеваемости;
- сплочение коллективов классов;
- правильный выбор профессии учащимися
- выработка умения правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями
- умение доводить любое дело до конца, т.е. выработка трудолюбия;
- развитие самостоятельности и умение принимать неординарные решения.
Результаты:
а) http://school-sector.relarn.ru/1day/omsk_sch99/
- сайт по результатам работы учащихся 11х классов в проекте; объявленным некоммерческой организацией РЕЛАРН “Один день из жнзни подростка на пороге XXI века”, в нем представлены 22 творческие работы учащихся по проблемам 20 века, сайт отмечен организацией РЕЛАРН среди 8 лучших, размещен на сервере организаторов проекта, учащиеся получили ценные призы, на окружном НОУ в 2001 году занял 2 место;
б)
http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/memory/n.htm- страничка памяти Елены Канцуровой, замечательной актрисы и поэтессы, погибшей в августе 2000г. Сайт выполнен по просьбе коллег и друзей Лены при содействии ее матери и учителя русского языка и литературы Игнатьевой Людмилы Николаевны, впервые показан на спектакле, данном театром им. Любови Ермолаевой в декабре 2000года;в)
http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/anketa/index.htm- сайт по результатам работы учащихся 9-10х , 5а классов над проектом “Уходящий век в семейном альбоме”, объявленном в октябре 2000г в издании “Педсовет по средам”. (учитель Игнатьева Л.Н.)Каждый ребенок принес в школу фотографии из семейного альбома, которая, по их мнению, была связана с историей века уходящего. Интересно, что в начале работы над проектом многие из них не находили в историях своих семей ничего интересного, многие очень мало знали жизни своих родителей или бабушек и дедушек, а потом приносили интересные и уникальные снимки и писали захватывающие рассказы. Кроме морального удовлетворения, дети получили еще и материальное: сайт участвовал в акции “Уникальный Омск”, проводимой в феврале 2001 года, учащиеся отмечены ценными призами;
г)
http://www.omsk.edu.ru/~sch099/maslen/index.htm - сайт по результатам работы над собственным сетевым проектом “Прощай; Зимушка-зима, здравствуй, Масленица!, предложенным учителем русского языка и литературы Достоваловой Натальей Валерьевной. В проекте приняли участие 15 Омских школ, школы Перми, Петрозаводска, Челябинска” Калуги. В создании сайта участвовали учащиеся 8а класса. В сайт вошли ответы на вопросы анкеты, предложенной нами, как организаторами проекта для активизации творческой деятельности учащихся и материалы, присланные участниками проекта. Это и книга кулинарных рецептов "БЛИНЫ", и сборник игр и развлечений на Масленицу, и рассказы о праздновании Масленицы и красочные отчеты о проведенных в школах в этом году праздниках. Сайт украшен фотографиями и рисунками учащихся, получил высокую оценку участников проекта и организации РЕЛАРНд)
http://www.omsk.edu.ru/~sch099/s99/s99.htm- школьный сайт, создан учащимися 8а класса и учителями-предметниками, изучающими интернет-технологии. Является итоговой работой в пробном курсе “Основы информационных технологий, курс НТМL (8класс)”, одобренным координационным советом при городском управлении образования г.Омска, проводимым в рамках уроков технологии в классе с углубленным изучением математики. При изучении курса учащиеся легко овладели не только языком создания Wеb-ресурсов, но и навыками работы в различных приложениях Windows, показывая при этом много лучшие результаты, чем при традиционном изучении компьютерных технологий. На школьном сайте размещены личные странички учащихся и раздел “Учительская”, который содержит разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей нашей школы. Среди детских работ есть образовательные страницы, созданные учащимися 11х классов в этом учебном году. Это “Омск”, “Планета чудес и загадок”, “В мире генетики”,- команда 10 класса в апреле 2001 г заняла 2 место в Воронежской викторине по химии (учитель Горбачева Т.М.)
- команда 10 класса в мае 2001г заняла первое место в интеллектуальной игре “Скандинавские страны”, проводимой по сети интернет Новосибирским интеллект-клубом;
- более 50 учащихся школы приняли участие в акции “Уникальных Омск”, отмечены благодарственными письмами и призами (учителя Мильденбергер Анна Павловна, Джусь Вера Николаевна, Игнатьева Людмила Николаевна);
- учащиеся 7, 8,9,10 классов проняли участие в “Открытой дистанционной олимпиаде –2001”
заняли места:
Кондратьев Лев (8 класс)- 1 место по математике(учитель Волокитина Галина
Александровна, диплом по физике (учитель Романова Надежда Николаевна),
Руденко Леонид (9 класс) - 3 место по физике(учитель Шляпина Людмила
Юрьевна)
Маслов Юрий (7класс) - диплом по математике(учитель Горева Надежда
Николаевна)
учитель географии Кожухарь Татьяна Васильевна; группа учащихся 9х классов,
учитель географии(завуч) Евпак Зоя Алексеевна;
химии Горбачевой Тамарой Михайловной ведутся работы по созданию образовательных ресурсов.
- Тесты по выбору профессии. Написаны по инициативе психолога Веригиной Ирины Станиславовны учащимися 10-го класса и впервые опробованы в 1998г. С тех пор ежегодно каждый ученик 9, 11 класса проходит тестирование на ЭВМ, которое позволяет выявить его реальные наклонности. После этого ребенку даются конкретные рекомендации и подбирается учебное заведение, в которое он может реально поступить (частично это делается с помощью поисковых систем Интернет)
- Учитывая тот факт, что на вступительных экзаменах в Вузы последнее время всё чаще используют тесты, в школе ведется планомерная подготовка учащихся к этой форме экзаменов. Особо хочется отметить работу в этом направлении учителей
а) русского языка и литературы Игнатьевой Людмилы Николаевны и
в) физики Романовой Надежды Николаевны.