Маркер Надежда Юрьевна,
Школа 99, г. Омска
Что привело меня к Internet?
Что привело меня к Internet? Скорее всего любопытство, постоянное желание узнать что-то новое.
Начну с того, что в школе я оказалась в начале 1994 года, когда оборонный комплекс мучила предсмертная агония. Класс УКНЦ откровенно разочаровал, хотя это был единственный компьютерный класс в нашем микрорайоне. Из программного обеспечения была только дискета с операционной системой и Basic. В него дети и погрузились с головой. И хотя, постепенно удалось достать или написать что-то еще, неудовлетворение техникой осталось. Помогли спонсоры – подарили два (286!!!) компьютера с черно-белыми мониторами. Видели бы вы радость в глазах детей, когда эти машины появились в классе!!! Каким это было стимулом к учебе! Потом, уже своими силами приобрели принтер и еще 4 машины с теми же черно-белыми мониторами и маленькими жесткими дисками. Но новый класс работал! Мы все время осваивали что-то новое и модернизировали технику, если она нам не позволяла это новое освоить. Разумеется, многое определяли финансы. С ними было не густо. Но в конечном итоге не столь важно, что ты имеешь, важно, как ты это используешь! А мы делали это на 200%.
В 1998 году произошло еще одно событие, которое приблизило наше подключение к сети Internet – в управлении образования появился отдел информатизации и его главный специалист – Хлыстова Любовь Борисовна. Эта милая женщина сочетала в себе и ум, и красоту, и упорство. Нас увидели, поняли и помогли.
В январе 1999 года управление образования города выделило нам 6 новых машин (SYRIX-MII-233). Уже в феврале они работали, а в марте для 25-ти учителей информатики на базе 64 школы, где уже год существовал Internet, впервые были проведены курсы обучения новым информационным технологиям.
Пожалуй, слово “курсы” тогда не вполне подходило. Просто собрались единомышленники, которые либо уже прикоснулись к сети Internet, либо очень этого хотели. Преподаватель Омского государственного университета Александр Гуц рассказал нам об идеологии и услугах Internet, о том с какими трудностями столкнулся университет, когда осваивал Internet- пространство. Потом преподаватели 64 школы Олег Шелехов и Дмитрий Кузнецов рассказали о своем опыте работы в сети. А Маргарита Пономарева из городского дворца пионеров поделилась опытом создания Web – страниц без выхода в Internet.
И это уже была та самая синица, которая в руках. Реальный Internet казался нам тогда еще несбыточной мечтой. Кроме теории были, конечно, и практические занятия. Каждый из нас попробовал Internet на зуб.
А на сладенькое - были провайдеры со своими реальными предложениями. Нам рассказали, как можно подключиться к сети и что для этого реально нужно.
И еще Людмила Ольховская (учитель информатики 19 гимназии) рассказала нам о телекоммуникационных проектах, в которых каждый из нас мог бы принять участие.
Через две недели из разрозненных учителей мы превратились в Internet-сообщество, которое наметило план дальнейшей совместной работы.
Расходились окрыленные и озадаченные.
Первое, что хотелось сделать, это поделиться услышанным со всеми учителями и учащимися своей школы, что и сделала незамедлительно. Потом настроила браузер, и мы с ребятами попытались создать собственную Web – страницу. Ну и, конечно, следующей нашей покупкой стал модем. А подключиться к сети Internet нам помог отдел образования и Институт математики в лице Алгазина Владимира Афанасьевича. Произошло это осенью 1999 года. С тех пор прошло чуть более 2-х лет, но кажется вечность, потому, что началась другая эпоха – эпоха Internet.
Здесь хочется сделать нелирическое отступление.
У нас в городе, да и в стране много спорят, о том, нужен ли Internet в школе, нужны ли компьютеры вообще и для чего они; помогать или нет школе в этом направлении.
Мне на этот вопрос жизнь ответила однозначно. Ведь именно в школе формируются интересы человека. И мы, показывая детям, что может компьютер, фактически формируем общественное мнение. До появления в школе первой IBM домашний компьютер был только у одного ученика. Через два месяца, таких детей было шестеро. Дальше - больше. В прошлом году, прозанимавшись у меня два месяца, один из учеников с досадой сказал: “В августе мне отец предложил купить на выбор компьютер или музыкальный центр, я выбрал музыкальный центр. Дурак был, не понимал для чего компьютер нужен!” И таких детей много. Мы просто открываем им глаза, а они уже объясняют своим родителям. У нас на Московке-2 не многим по карману дорогая современная техника, но, изучая принципы работы, дети понимают, что вовсе не обязательно сразу покупать навороченный компьютер, всегда можно выбрать технику по средствам.
То же и с Internet. Когда я в марте 99 г впервые показывала детям, что такое Web-страница, ни один не знал, что это такое и лишь в одной семье была электронная почта. Сразу посыпались вопросы: где, как, сколько?
Теперь, каждый, кто имеет (или покупает) компьютер и телефон старается, подключиться к сети.
Таким образом, прослеживается прямая связь между оснащением школ компьютерной техникой и общей компьютеризацией населения. Не стоит жалеть средства, вложенные в оснащение школы новой техникой. Они окупятся сторицей!
Но вернемся к “нашим баранам!”
Подключившись к Internet и получив 10 часов бесплатной работы в месяц, тут же подписалась на “Педсовет по средам”. Сначала только читала, что делают другие. Internet – мышление еще должно было сформироваться. Его не было, был комплекс маленького человечка с окраины, и его еще предстояло преодолеть. Надо сказать в борьбе с комплексами у интернета талант!
Для начала решили участвовать в Омских проектах. Два таких проекта предложили нам аспиранты Омского государственного университета Людмила Внукова и Вероника Баранова. Благодаря Веронике Мы научились работать командой. Ребята из десятого класса, которые участвовали в ее проекте “Великие математики” потом охотно откликались и на другие проекты. Понравилось. Хотя никаких призов не было, детей просто пригласили в Internet-центр университета и сфотографировали. Эти фотографии очень нам пригодились потом.
Людмила предложила детям бесплатный сетевой курс HTML. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках этого курса. Безусловно, у Дуванова курс выстроен лучше. Но для нас его значение было неоценимо! Благодаря этому курсу, я научила основам языка порядка сотни ребятишек своей школы. А лекции Дуванова, которые были опубликованы в газете “Информатика”, помогли расставить все точки над i. Еще Людмила научили нас общению по электронной почте. Ее письма всегда были очень доброжелательны, и первый комплекс был преодолен.
Следующий комплекс помог изжить @вгустовский педсовет. (Кстати, первый педсовет понравился больше второго, как-то он был ближе и теплее к учителю.) Приглашала посетить его разных учителей своей школы, читали материалы, обсуждали, и вдруг захотелось участвовать активно. Как говориться, голос прорезался. И никакого страха перед званиями и степенями. (Уважение, конечно, да!)
Следующий шаг – участие в проекте “Один день из жизни подростка на пороге XXI века”. Он научил детей цивилизованно общаться в чате. И мы создали свой первый сайт, который размещен в Internet. Создавал его весь 11а класс. Каждый ученик этого класса принял участие в создании сайта, и каждый ученик из трех других 11х классов принял участие в обсуждении вопросов поднятых в этом проекте.
Школу всколыхнуло. 10е классы создавали “Семейный альбом” с рассказами о знаменательных событиях произошедших в их семьях в минувшем веке, 8ой класс - школьный сайт, 9е классы создали “Страничку памяти Елены Канцуровой”, о недавно погибшей Омской актрисе и поэтессе. Ну и конечно многие участвовали в различных проектах, которые не требовали создания Web-страниц.
“Зверь” разбужен и теперь его уже не остановишь!!!
Больше не нужно уговаривать учителей, они постоянно интересуются новыми проектами сами. Предлагают свои. Но, пока у нас в городе все идет по принципу “шаг вперед, два шага назад”. Бесплатного доступа в Internet нас лишили и ведение собственного проекта нам просто не по карману.
А собственный проект – это еще один шаг к освоению Internet-пространства. Мы в прошлом году такой проект провели. И он помог снять все оставшиеся комплексы. Но, пожалуй, это уже другая история…