Людмила Николаевна Игнатьева,
учитель русского языка и литературы;
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 99 города Омска.
Использование информационных технологий при изучении словесности в школе.
(Тезисы работы.)
Актуальность темы
вижу в том, что использование комплекса интерактивных, взаимодействующих на основе гипертекстов обучающих материалов, специальных практикум - тестов помогают создать для учащихся комфортную обучающую среду, в которой есть все, что нужно для более глубокого усвоения предмета и поступления в ВУЗ.Условия, в которых формируется опыт работы.
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 99 в последние годы работает над проблемой развивающего обучения. В школе имеются два кабинета информатики, оборудованных локальной сетью с выходом в интернет, что позволяет словеснику проводить на уроках разноуровневое компьютерное тестирование, телетестинг, участвовать в сетевых проектах и т.п.
Цели работы учителя:
- проверить знание теории и пробелы;
- ликвидировать пробелы в знаниях учащихся;
- систематизировать знания;
- повторить весь курс русского языка по школьной программе;
- работать с учебным материалом на разных уровнях глубины и сложности;
- подготовить учащихся к апрельскому тестированию, а также к любой форме экзамена по русскому языку в ВУЗ;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся благодаря участию в дистанционных олимпиадах, сетевых проектах.
Содержание и анализ опыта работы
- Составление тестовых заданий
- подготовка основных тестов-матриц для дальнейшего использования их в создании компьютерных программ к урокам русского языка;
- практическая работа на ПК с целью создания опорных конспектов, заданий зачетного, творческого характера и т.п. к урокам литературы;
- организация поисковой работы со справочными материалами в сети Интернет при написании докладов, рефератов, выполнения творческих заданий.
- Индивидуальная работа с учащимися с целью подготовки их к олимпиадам, поступлению на гуманитарные факультеты. Использование CD-ROM программ многоуровневой сложности, насыщенных разнообразными заданиями, справочными материалами, интерактивными таблицами и средствами точной диагностики знаний и умений учащихся (анализ ошибок, допущенных при выполнении заданий).
- Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения заданий дистанционных олимпиад, проведения собственных сетевых проектов, создании школьного сайта, Web-ресурсов и размещении их в сети Интернет на образовательном сервере. (Примеры).
Вывод.
В результате работы с тестами, участия в сетевых проектах и т.п. учащиеся более увлеченно стали относиться к предмету, повысилось качество знаний по русскому языку и литературе.
Результативность опыта вижу в том, что разработанные учителями школы № 99 новые информационные технологии позволяют достичь глубокого и серьезного решения проблемы развивающего обучения.
Необходимо отметить рост качества знаний учащихся, особенно в старших классах (10 - 11 кл.).
За последние семь лет 46 учеников окончили школу с медалью "За особые успехи в учении".
Наши коллеги успешно создают условия реализации креативных возможностей учащихся. В результате ученики школы ежегодно являются призерами олимпиад и победителями конференций НОУ "Поиск" (ежегодно выставляется до 30 работ; из них до 20 авторов становятся призерами в округе, городе, области).
Наши выпускники подтверждают хороший уровень знаний при поступлении в ВУЗы (более 50% ежегодно поступают в высшие учебные заведения).
Проблематично следующее:
- в большой школе возникают сложности с расписанием уроков в кабинете, оснащенном современными ПК;
- разработка тестовых заданий вызывает трудности в силу отсутствия хороших методик их составления;
- необходим обмен опытом:
- посещение уроков, на которых применяются компьютерные технологии;
- размещение более качественных материалов на образовательном сервере по этому вопросу;
- учитель-предметник должен получить навыки программирования, т.е. должен пройти курсы для пользователя ПК.