Команда школы 92 г.Омск
Празднование Масленицы в Сибири.
Особенно много "увеселений" было в сибирской деревне на масленицу, приходившуюся на вторую половину февраля- начало марта. Помимо обычного праздничного развлечения- бесед, угощения и пр.- устраивался уличный "карнавал", центральным событием которого было появление "госпожи Масленицы". Делали Масленицу так- запрягали лошадей в сани или дровни, которые кругом обшивались помочами и худыми рогожами. В сани усаживались музыканты, которые, "стоя на ногах и утешая зрителей", играли "в скрипки, балалайки, гармонии и бубны". В середине саней "утверждалось" длинное бревно, на него клали колесо от телеги (оно надежно привязывалось к бревну), а на колесе помещалась сама "госпожа Масленица"- человек, одетый в самую смешную одежду, выпачканный сажей. Праздничный "поезд" объезжал дворы, получая от хозяев "в награду деньги и вино".
На Алтае в масленичных празднествах принимали участие "енаралы" и "фелтмаршалы". Облеченные этими званиями одевались в разноцветные старинные мундиры. Треугольные шляпы и орденские ленты, надеваемые через оба плеча, они делали сами из красивых бумажных обоев, оклеевая их для блеска слюдой. Вместо орденов "енаралы" украшали себя разрисованными крышечками табакерок, корпусами карманных часов и т.д. Общий парадный экипаж "енаралов" состоял из четырех или шести больших, в сажень вышиною, коробов, в которых обычно возили уголь для заводских работ. Коробы, плотно скрепленные между собой, покрывались сверху досками для помещения "енаралов" и оркестра музыки: несколько сосновых "скрыпок", стремена, бубны и барабаны. В середине экипажа укрепляется высокий толстый шест, с горизонтально надетым на верхний конец колесом, которое служит седалищем замаскированному шуту. Он забавляет почтеннейшую публику безобразными гримасами и разными напевами - пением кукареку, лаем собаки, мяуканьем кошки. Несколько пар тощих коней, запряженных одна за другою и обвешанных вениками, помелами и другими подобными украшениями, медленно влекут эту чудовищную колесницу с одного места на другое.
Сам сценарий масленичного шествия в алтайских селениях был в основных частях тщательно разработан - какие-то его элементы шли от прежних времен, какие-то оказывались изобретением первой половины XIX столетия. В этом сценарии реализовался драматургический талант нескольких поколений. вместе с тем он оставлял широкие возможности для импровизации, для участия всех желающих в творческом художественном действии. "Шествие открывают две уродливые фигуры, - рассказывает А. Широков, - представляющие старика и старуху. Первый из них, голова которого покрыта высоким киргизским малахаем, а мохнатый костюм увешан во многих местах мертвыми зайцами, воробьями и воронами (пародия на костюм шамана. - Н.М.), вооружен луком замечательного устройства: один конец стрелы привязан к тетиве, а на другом, где должно быть острее, прикреплена маленькая жестяная воронка. с этим оружием старик позволяет себе всевозможные дурачества, пользуясь любопытством мужиков, которые, остановясь на улице с открытым ртом, рассматривают блестящие мундиры и гордые физиономии генералов; он украдкой подбегает к ним и, подхватив воронкой стрелы снегу, стреляет им прямо в лицо неосторожного, и прежде, нежели тот успеет протереть глаза, увертливый шут скрывается в толпе народа, сопровождаемый всеобщим хохотом. Старуха же, приплясывая, вертит на руках соломенную чучелу, изображающую грудного ребенка. Потом следует целый взвод бумажных вельмож, которые, стараясь придать поступи и фигуре своей величественную важность, возбуждают невольный смех зрителей. За ними ряд песенников и, наконец, торжественная колесница на дровнях, вмещающая на себе оркестр музыки, а иногда самих енералов; многочисленная шумная толпа заключает шествие. когда этот церемониальный поезд трогается с места, тотчас раздаются звуки музыки, подыгрывающей песенникам, которые, надев набекрень шапки и приложив одну руку к щеке, орут изо всей силы веселую песню… Но вот герои праздника останавливаются возле богатого дома, и сопровождающая толпа образует вокруг них обширный круг. Тут представляется новое зрелище. Между важными вельможами начинается разговор на языке, непонятный для них самих; от времени до времени он делается жарким и, наконец, превращается в решительный раздор. они мгновенно разделяются между собою, и, обнажив шпаги, каждый нападает на своего противника…Вдруг раздается голос лихого распевалы: "Ходит Стеша по двору…" - и, когда повторяются слова общим хором, музыкой и оглушительными свистками: "Не послушаю отца да и потешу молодца. Я за то его потешу, что один сын у отца", - грозные физиономии враждующих в минуту принимают веселый вид; без дальних околичностей, с обнаженными шпагами в руках, они пускаются вприсядку и продолжают танец, в полном смысле, до упаду. Потом выскакивает на сцену старуха со своим соломенным ребенком и, кривляясь перед стариком, начинает с ним пляску, припевая к своему костюму:
Сарафан мой сарафан,
Светлы пуговисы.
Ты везде, мой сарафан,
Пригождаешься:
Добрым коням на попоны,
Красным девкам на запоны…
Хозяин дома высылает енералам вина и денег, и они с таким же шумом, с такими же кликами веселья отправляются далее.
"Нужно ли говорить, -завершает свой рассказ о шествии Широков, - до какой степени смех одолевает глазеющих на эти забавы сибиряков". Чучело, изготовленное из тряпья, соломы, сена, присутствовало в масляничных шествиях и в других районах Сибири.
Во время празднования масленицы разыгрывались и другие сцены, произносились стихотворения, исполнялись "старинки" - песни былинного характера. в масленичную неделю по улицам разъезжала установленная на колесах лодка с гребцами, стрельцами и другими комедиянтами. в программу праздника входило также взятие снежного городка. "Город" брали в последний так называемый "прощенный" день масленицы. Крепость обычно строили на льду реки или озера. Несколько высоких и толстых столбов из снега, соединенных вверху с водами и облитых для прочности водой, составляли основание крепости. На своды настилались доски, а на углах крепости ставились высокие шесты, обверченные соломою. По крепостному валу размещался ряд снежных статуй.
Перед наступлением вечера на берегу реки или пруда собирались все любопытные. Под звуки музыки появлялся пышный поезд масленичных вельмож и останавливался вблизи крепости. Они разделялись на наступающих и обороняющихся и один из енералов вступает в должность коменданта. У ворот крепости располагался гарнизон в оборонительном положении. Всадники под командованием одного из енералов с неистовыми криками бросались на приступ, но встреченное множеством шапок, комков снега и холостых ружейных выстрелов, отступали в беспорядке и, построившись снова, с еще большею силою бросались на оборонявшегося. Это повторялось несколько раз. При последнем приступе кто-либо из всадников, ни щадя ни себя , ни лошади, врезался в ряды гарнизона и, достигнув ворот крепости проскакивал под снежными сводами. После этого мальчишки с оглушительным криком бросаются на крепость и в несколько минут разрушают ее до основания.
В Енисейской губернии на приступ ходили "пешие и верхами". Пешие взбирались на стены, а всадники рвались в ворота. Оружие составляли метлы и нагайки. После взятия городка победителей торжественно чествовали.
К числу масленичных забав относилось также катание на лошадях по деревне и на санках с ледяных гор. Ездили по деревне с песнями, а молодые парни, девицы и молодицы катались на санках с катушек, которые выстраивались из снега и поливались водой. Все эти масленичные развлечения содействовали формированию праздничного настроения, эмоционального подъема, отвлекали от повседневных забот.
возврат