[О проекте ][ Участники ][ Праздники ][ Душа России][ Барыня - сударыня ]
[ Ярило - красно солнышко ][ Сочинения ][ Русский каравай ][ Итоги]

команда "Берегиня" Сасыкольский детский дом возврат

7 июля -Иван Купала.

Иван Купала. Иванов день. Иван Цветной.

По народному календарю. Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались, перевязали из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали "живой огонь", разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом-символом солнца.

Купальские праздники совершались во времена язычества в честь свадьбы Бога Солнца, супругой которого была Светоносная Заря - зарница, красная девица.

Даждьбог.

Древние славяне считали Солнце, Молнию и огонь - два небесных Пламени и одно - родными братьями, сыновьями Неба и Земли. Богом Солнца называли Даждьбогом (дающий Бог, податель всех благ), или Даждьбогом Сварожичем, потому, что его отец - Бог Неба - Сварог. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.

А солнечный свет исходил от солнечного щита, который Даждьбог возит с собой. Ночью Даждьбог измеряет нижнее небо с запада на восток, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам в виде уточки с головой коня. Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причем Утренняя Заря была солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния (ныне известного как Иванов день) торжественно праздновали их брак.

Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Священным знаком Солнца был крест. Иногда солнечный крест обводили кружочками, а иногда рисовали катящимся, как колесо солнечной колесницы. Такой катящийся крест называется свастикой. Она была обращена в разные стороны, в зависимости от того, какое Солнце хотели изобразить - "дневное" или "ночное" (фашистская свастика изображает "ночное" Солнце, катящееся по внутренней стороне нижнего неба. Таким образом, предметом "поклонения" фашистов оказывается не солнце, а скорее его отсутствие).

Свастика часто встречается на древнерусских украшениях, найденных археологами.

Купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников "купальские".

Любовные обряды .

Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, "сердце девичье огнями зажигают на любовь". В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженный разлюбил и замуж за него не выйти.

Очистительные обряды.

Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы "черпали росу". Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть" и чтобы на лице не было не угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губернии накануне Ивана Купалы крестьянки мыли у колодца кадушки- один раз в год.

Одним из довольно распространенных обрядов было обливание каждого встречного-грязью.

Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. В Орловской губернии деревенские парни одевались в грязное, старое белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на реку где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая каждого, кроме стариков и малых детей.

Но все охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, выталкивали девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивали водой и грязью.

Кончалось все тем, что молодежь гурьбой устремлялась на реку и , выбрав укромное местечко, купались вместе. В некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признавали купание в Иванов день очень опасным, так как водяной считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит не только тем, что топит всякого неосторожного, но, затащив в глубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В купальную ночь разжигали очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали, кто удачнее и выше - тот будет счастливее.

Приметы.

Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездную - много будет грибов.

В некоторых местах на Ивана Купалу открывают большой покос.

1 августа- Макрида

_По церковному календарю_

Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

В 20-е годы ХХ столетия мощи чудотворца были отобраны у верующих, и долгие годы об их местонахождении ничего не было известно. Нашли останки святого совсем недавно в Казанском соборе Петербурга, и в 1991 году доставили их в Москву. Сейчас, мощи преподобного находятся в Нижегородской области.

_По народному календарю_

Оводы кусаются последний день. День Макриды считается важным и для будущего урожая.

Обряд Мокрины

В сухое лето, когда земля трескалась от солнечного жара, в день Мокрины бабы "делали мокрины" - вызывали дождь.

Женщину, рожденную 1 августа, почитали за Мокрину. Надевала она лучше синее платье, красные бусы, атласные туфельки. С утра несли ей со своего поля колос, чтобы Мокрина отнесла его к воде, а речная вода к небесной, к большой, а та бы пролилась на землю, не обошла бы урожая. Мокрина складывала колосья на белое полотно - колосок и колоску, последним клала колосок со своего надела, завязывала узелок.

К полудню к дому Мокрины сходились бабы и девки, одетые в исподнюю белую чистую рубаху. Приходила и баба - ведунья, деревенская колдунья. Мокрина из сеней выходила. Руку на сердце клала, бабы - ведуньи шаг повторяла, идя к реке. В правой руке несла узелок со ржаными и пшеничными колосками. Баба-ведунья у воды останавливалась. Развязывала узел Мокрина, бросала в реку колоски. На берегу оставляя атласные туфельки, бусы, входила в воду речную.

По грудь Мокрина в воду окуналась, выпрямлялась. В воду глядела: "растет" ли в ней рожь, "колосится" ли пшеница? Если вода как жар-птица, била по ней Мокрина. Это засуха красуется, не дает урожаю расти. А когда не под силу Мокрине справиться с жаром небесным, входили в воду бабы и девки. Все в белых рубахах (одна Мокрина в синем платье). Били, хватали и ловили бабы и девки золотые очертания в воде. Никто из мужиков, из парней не должен был в это время выходить к реке, смотреть на купание. Подглядеть - значит беду навести на деревню.

В ненастную погоду 1 августа Мокрина не выходила из дома, так как считали - за ней и дождь выйдет, и уж тогда зальет поля и огороды, начнутся недороды.

Приметы:

На Макриду мокро - вся осень мокрая.

На Макриду если дождь - сев озимых хлевов будет хорош. Ели на Макриду дождь, на следующий год уродится рожь.

25 декабря -Солнцепутье, солнцеворот, поворотник.

Спиридон - солнцеворот.

В старинном поучении сказано, что солнце красное - оно от лица Божьего. Путь солнца, или солнцепутье, определяет и стороны света: восточную, западную, северную и южную.

На востоке - солнце рождается, на востоке оно начинает свой путь и несет жизнь всему земному миру.

23 сентября, по народному поверью, солнце умирало, и конечно, наши предки в давние времена обяснили изменения в природе тем, что силы оставляют солнце и оно затворяется на небе. И тогда начинает торжествовать мрак. Но еще верили наши предки в то, что настанет день, когда солнце светозарное сбросит с себя темные путы и взойдет во всей мощи над светлорусской землей.

25 декабря отмечено в Русском народном календаре как день солнцеворота. Люди выходили на Красные угорья, самые высокие места в округе, и встречали первые солнечные лучи. В древних месяцесловах солнце изображалось в виде косого креста. Так же наши предки изображали его и на притолках амбарных дверей, на прялках. На солнцеворот большуха пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на пол в русскую печь.

В этот день крестьяне загадывали детям загадки о земле, о снеге, о солнце.

Например:
Лежит дерево беспрутное
от него летит птица бескрылая,
приходит царица безротая
и съедает птицу бескрылую.

Солнце в этой загадке названо царицей, оно - самоцветное, оно - долгожданное. С ним связаны многие мудрые поверья: Когда солнце закатилось, не бросай сору на улицу - пробросаешься. Когда солнце закатилось, новой ковриги не начинай, а то свое завтра почнешь. Думы о домашнем очаге, о сохранности доброго духа в доме были испокон связаны с солнцем. В сумерках всей деревней собирались на костры.

Зажигали костры высокие, считая, что помогают усердно солнцу окрепнуть:
Разгони, огонь, потемь!
Верни на Русь красный день!

В зимний Солнцеворот с любовью молодые рука об руку сходили с крыльца, шли к плодовым деревьям и отряхивали с веток снег - иней: Спиридоньев день, подымайся вверх, поднимай нас всех!

Именно в этот день, отмечено стариками, полезно позаботиться о своем саде - огороде.

Ведь стряхивая с веток снег - иней, оголяя их, молодые лишали плодовых вредителей укрытий.

Но в этом обряде также был особый смысла забота о собственном повиновении. У молодых жизнь была в расцвете. Она как бы стояла вместе с ними в день Солнцеворота на пороге весны. И надо было принять от целительной солнечной силы в день Солнцеворота душевную твердость. Бабка престарая протаптывала в снегу путь к рябине, стуча батогом по стволу, приговаривала:

День солнцеворот,
катись в огород,
с огорода - на Красное угорье,
подымися над нашим подворьем!

Обряд Солнцепутья.

Утром на 25 декабря, лишь первые петухи пропоют, слезает с печи старуха и торопит польшуху: "Обряжаться пора!". Большуха - это старшая в хозяйстве, в семье бабонька. Справно, проворно подтыкает она зажженную лучину под поленья, кочергой продвигает занятые огнем дрова, ставит в устье чугуны с намытой картошкой, с водой. Бряцает ведро, потрескивает в светцах лучина. Хозяин уже натягивает тулуп, и старуха мать за ним поспешает. В это утро выкруживали (вытаптывали по солнцу) вокруг избы круг. Этот круг должен был сохранить избу от всяческих бед: от пожара, потопа или злых ветров. Хозяин с порога топор брал, а старуха мать - долгое помело, которым выгребали золу из печи перед тем, как посадить хлеба на под. Помело обычно делали из сосновой лапы, которую крест-накрест привязывали лыковой веревкой к ошкуренной тонкой жерди. О помеле в деревне говорили: "Медвежья лапа жар загребает". В подпечье, пространстве по печью, помело большаком смело. Помело оберегалось от нечисти бесовской.

Садилась старуха на помело, а мужик-то, что ей сыном или зятем приходился, с топором следом шел. А зима случалась такая, что снегу наметало под самую крышу, но вокруг избы-то обойти надо.

Запричитывала старуха:
Солнце самосветное,
как ходишь ты по белу свету,
как огораживаешь ты
от злыдни, от спуды, от недорода
землю родячую,
как водишь ты всякую тварь земную
и дерево, и воду, и птицу
к живим угодьям,
так отгороди и нашу животинушку
и род наш (тут назывались имена всех домодчадцев)
И взойди, солнце самосветное,
на наш двор
к нашей хлеб-соли!-

Порой, обходя избу, захватывали и огород, и подворье - с амбаром, с гумном, с постройками вокруг избы. Но великого круга не вытаптывали. Помнили: не один ты в деревне живешь, солнышко самосветное сойти на землю избу угреть зовешь.

Жадность, зависть в деревне не приживались. О тех, кто в лихости, в ненасытности о соседе забывал, говаривали: "Око-завидущее, руки - загребущие, ноги - топотущие". Круг выкруживая, помнили: солнце - не разжива. Потому обряд сотворяли нарочито громко, чтобы в деревне молва не катилась: "Око его - яма, руки - грабли, ноги - в чужом наделе застряли".

Бпословица недаром живет: "Погонишься за ломтем - ковригу потеряешь". Круг вокруг избы и был подстать хлебной ковриге. Затем хозяин по углам дома обухом топора стучал, проверял: звонок ли, чист ли голос дома? А солнце уже катилось по небу, и люди в деревне вокруг своих домов повторяли солнопутье.

Покатилась вертушечка,
золотая коклюшечка.
Никто ее не достанет,
ни царь, ни царица,
ни красная девица.

Покатилось солнце самосветное. Свет и тепло распространяет оно повсюду, дарит жизнь и плодородие. Такой же великой была для наших предков и сила слова Божьего в царствие духовном и нравственном. Как солнце дарует миру свет, так и слово Божие - оно дарует душе просветление, очищение, укрепление и жизнь.

Духовное повествование рассказывает о том, что святитель Спиридон на первом Вселенском Соборе в 325 году явил наглядно доказательство единства Святой Троицы.

Он взял в руки кирпич и стиснул его; мгновенно из него вышел вверх огонь, вниз потекла вода, и глина осталась в руках чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна , - сказал святитель, - так и в Пресвятой Троице - Три лица, а Божество едино".

Приметы

Отколе ветер на Солнцеворота, оттоле будут дышать сорок мучеников (22 марта).

Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.

На Солнцеворота - медведь поворачивается в берлоге на другой бок.

возврат


Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12

   

Вернуться на сайт

Хостинг от uCoz