[О проекте ][
Участники ][
Праздники ][
Душа России][
Барыня - сударыня ]
[
Ярило - красно солнышко ][
Сочинения ][
Русский каравай ][
Итоги]
"Квин", школа 4 г.Омск
Перед грозой, в Петровки,
жаркой ночью,
Среди лесного ропота и шума,
Спешил я, спотыкаясь на коряги
И путаясь меж ёлок, за Веснянкой.
И. Бунин. "Веснянка"
В своём сочинении мы поведём разговор о Петрове дне. Этот день называют в народе Петровки, Петрово говейно, Петры - Павлы, день Петра - рыболова, Пётр - золотые ключи. Связывается этот день с солнечной символикой. Считалось, что в Петровки солнце играет, переливается разными цветами так ярко, что больно смотреть. Так "играет" солнце лишь дважды в году: в день прихода Ярила - на Пасху, да в день отхода его - на Петровки. Этот день знаменит своими обрядами и обычаями, о которых мы и расскажем далее.
С вечера, в старину, люди отправлялись в поле караулить солнце. У молодёжи эта ночь называлась "хмелевой". Веселились всю ночь напролёт, водили хороводы, пели, а когда гасли звёзды и небо светлело, заводили песнь, призывающую светило. По старинным преданьям, олицетвореньем солнца - Ярилы, его оком был златорогий олень. Об этом и пелось:
Не стучит, не гремит,
Ни копытом говорит,
Каленой стрелой летит
Молодой олень!
Ты, Дунай ли, мой Дунай!..
Дон Иванович Дунай! Молодой олень!
Существовало предание, будто в этот праздник каждый год выбегал олень из леса и сам давался людям на разговенье, и народ, принимая его за Божий дар, закалывал и приготовлял себе обед. Когда олень перестал приходить, то вместо него стали убивать быка или барана.
Утром в Петровки хозяйки в одних рубахах выходили в огороды и высматривали первые золотистые цветочки на огурцах; увидев, обвязывали нежный, ещё совсем крошечный цветок красной ниткой, выдернутой из пояса, приговаривая: "Как густо мой пояс вязался, так бы густо вязались мои огурцы". Молились при этом царю Константину и матери его Олёне.
Соблюдался в этот день и ещё один интереснейший и захватывающий обряд: в эту пору начиналась девичья работа - пропалывание огородов. Собирались ночью девицы и, раздевшись донага, обегали гряды. От этого, верили, минует огород любая напасть - вредители, солнцепек и пр.
Петров день - проводы весны ("Костромы"), торжественное и немного печальное прощание с ней. Куклу - чучело одевали в женскую или мужскую одежду, в чем сказывались двойственность женского и мужского начал в осмыслении пробуждающихся сил природы. В одних случаях такую куклу усаживали на доску, и молодёжь носила Кострому по деревне с причитаниями, ритуальным смехом, а потом хоронила. В других - участвующие разделялись на две партии, одна из которых охраняла чучело, а другая пыталась внезапно и похитить его. Борьба заканчивалась тем, что разрывали чучело и под ритуальный плач разбрасывали по полю или топили в воде. В роли Костромы в обрядах могла выступать девушка. Её выбирали из присутствующих, подходили к ней с поклонами, а затем клали на доску и с песнями относили к реке. На берегу Кострому "пробуждали", поднимали за руки. После этого все начинали купаться. Девушка, изображавшая умершую Кострому, в конце вскакивала и пускалась в пляс, что соответствовало древнему соединению в ритуалах серьёзных и смеховых начал. Вечером, переодевшись в праздничные платья, люди водили хороводы, пели песни, играли, предавались веселью. Происходило это всё в виде ночного маскарада, во время которого молодые парни совсем закрывали лица, а девушки - наполовину. Позднее ритуал похорон Костромы превратился в детскую игру.
Много обрядов и обычаев хранит русский народ в своей памяти. Написано много книг, снято много и кинофильмов, где показана жизнь нашего народа. В настоящее время, к сожалению, некоторые обряды себя изжили, о них мы читаем с интересом в книгах. Вот, читая задание следующего тура, т. е. "Кострома" можно было предположить, что речь могла идти о городе, который существует в России. Но, мы уверены, что не ошиблись, описав Кострому, как обряд, совершаемый в Петров день. Перед нами встают в памяти картины Бориса Кустодиева. Он написал немало картин, изображая народные праздники. И, нам кажется, что был бы жив этот талантливый художник, он изобразил бы Кострому - русское веселье на бескрайней русской земле. Это были бы сочные, яркие краски, радующие глаз зрителя.
Изучая старину, мы одновременно лучше постигаем особенности современной культуры и самих себя.
Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12