[О проекте ][ Участники ][ Праздники ][ Душа России][ Барыня - сударыня ]
[ Ярило - красно солнышко ][ Сочинения ][ Русский каравай ][ Итоги]


возврат

"Коробейники", школа 4 г.Омск

Кострома

(живая природа в календарно-обрядовой поэзии)

Кострома. Неповторим и своеобразен облик этого города, входящего в Золотое кольцо России. Он расположен на очень живописном берегу великой Волги и хранит многие памятники, отражающие народное творчество русских людей.

Но каково было наше удивление, когда мы узнали, что слово "кострома" связано с купальскими обрядами, что это кукла, которую в некоторых местах еще называли Купалой. Эту куклу с песнями и плясками несли к реке и топили.

В этот день на Украине пели:

Ой, купался Иван,
Да в воду упал,
Белых квиток нарвал
И всем деткам раздал.
Иване, Иване, го!

Квитки - это цветы. Их и травы обязательно собирали на Ивана Купалу и верили, что они в эту ночь обладают особыми лечебными и чудодейственными свойствами. А собирать растения нужно было до восхода солнца, причем обязательно нечетное количество. Из них свивали венки и хранили дома, используя для лечения болезней. В заговоре, который читают во время сбора лекарственных растений, чтобы они пошли на пользу, землю называют всеобщей матерью, а людей - ее детьми:

Гой, земля еси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам еси родная!
Всех еси нас породила,
Воспоила и вскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий еси народила…

Интересно было узнать о магическом свойстве подорожника, который следовало сорвать зубами. Девушки клали листочки подорожника под подушку и загадывали о женихе, веря, что суженый обязательно приснится.

Существовало поверье, что только в купальскую ночь цветет папоротник и что сорвавший его цветок получает способность понимать язык животных и отыскивать клады.

Это не случайно. Люди хотели видеть в живой природе своего помощника, союзника, поэтому наделяли ее многими свойствами: целительными, благодетельными, предсказательными, - а природа в знак благодарности раскрывала перед ними свои богатства.

Сила живой природы нашла большое отражение в купальских обрядах и поверьях. Такие народные купальские обычаи были художественно изображены Н.В.Гоголем в повести "Вечер накануне Ивана Купала". А вот как об этом рассказывается в народной быличке:

Один хлопчик накануне Ивана Купала искал в лесу пропавших волов. И цветок папоротника упал ему в башмак. Хлопец сразу же понял, где находятся его волы, и быстро нашел их. Вышел он на дорогу и видит - едет барин в бричке на хороших лошадях. Он остановился и предложил мальчику меняться: лошадь с бричкой на башмаки. Парень удивился, но все же согласился.

Только взял он в руки вожжи и хотел ехать, глядь - а у него в руках лыко, а вместо коней - три палки.

Печальный конец истории можно объяснить тем, что в это время разгуливала нечистая сила, от которой человек должен был себя огородить: зайти в лес незадолго до полуночи, очертить вокруг себя руками крест, сесть внутрь этого круга и не трогаться с места, как бы ни пугала и ни выманивала нечисть. Сорвав распустившийся в полночь цветок, смельчак должен не оглядываясь уйти из леса, иначе нечистая сила не только отнимет цветок, но и разорвет его самого. Чтобы нечистая сила не проникала в дом, в дверные и оконные косяки, под порог и под крышу втыкали жгучие и колючие растения - крапиву, ветки шиповника и ежевику. Обладала волшебством расцветающая перелет-трава, живые лепестки которой переносятся с места на место, серебристо мерцают. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А коли в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не стращны тебе будут враги. А когда заблудишься в лесных дебрях, то одолеешь легко лесные поросли. Одолень-трава приведет тебя к родному дому.

При исполнении купальских обрядов в древности водились хороводы и пелись песни, частично сохранившиеся в белорусском и украинском фольклоре. Песни могли носить характер легенды. Например, в них иногда пелось о происхождении одного из "купальских" лесных растений: девушка и молодец полюбили друг друга, но оказалось, что они брат и сестра, и в наказание они превращаются в цветок с желтыми и фиолетовыми лепестками, получивший название "иван-да-марья".

Значение праздника Купалы ( праздновался он 24 июня) также сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к уборе урожая. Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В честь него производились два обряда - прыганье через костер и купание в воде. В летописях 17 века описаны такие обряды и обратим внимание, что большую роль в них играют растения:

С вечера собирается простая чадь обоего полу и сплетает себе венцы из съедобных трав или корений и, перепоясавшись растениями, разжигают огонь, где поставляют зеленую ветвь, и, взявшись за руки, обращаются окрест огня, распевая свои песни, через огонь перескакивают.

Прыганье через костер преследовало сразу две цели: во-первых, это помогало отогнать нечистую силу, во-вторых, чем выше будут прыгать участники праздника, тем выше уродится хлеб и лен.

Рядом с кострами часто устанавливали ритуальное деревце и называли его "купало". "Дерево украшают и говорят : "Вот стоит купало". А если рядом нет растущего, то срубают где-нибудь и втыкают рядом с костром. Срубали мужское дерево - дуб или клен. Вот береза - женщина. Купальское дерево украшали - с поля жито рвали, колосья брали, да плели, да скручивали венки и вешали на дерево, обкручивали дерево колосьями. Танцевали все - возьмутся за руки и танцуют и женщины, и дети. Окончится праздник, дерево оставалось стоять, а венки в огонь бросали".

В праздник с березой также совершали и магические действия:

На Купалу березу срубают, закапывают в землю, убирают, цветы делают из бумаги, живые цветы вешают и уже танцуют, скачут и прыгают через огонь и поют. А как расходятся, ветки этой березы ломают и домой несут, чтобы скорее замуж выйти.

С мечтой о замужестве связан еще один обычай - обыкновение наблюдать на рассвете, как солнце "играет", "купается", "радуется", то есть как бы пляшет, гуляет по небу, переливается разными цветами. На Орловщине перед восходом солнца сажали парня и женщину верхом на два колеса , и они должны были изображать жениха и невесту. Затем разыгрывался полный свадебный обряд - от сватовства до венчания.

Народ опоэтизировал природу. В календарно-обрядовой поэзии она живёт и работает, радуется и плачет, переживает и скорбит, словом, делает всё то, что свойственно человеку. Отсюда выработалось и отношение к природе - как к самому себе: бережное, заботливое, чуткое и внимательное. Мы узнали о почтительном отношении русских людей ко всем природным стихиям: воде, земле, огню, деревьям. А сколько сыновей любви в выражении "мать земля"! А сколько чувств в одном слове "красна" (горка, весна, солнышко)! Березка навсегда стала поэтическим символом Руси. Теперь и понятно, почему природа относилась к людям так же: покровительствовала, оберегала, согревала, давала пищу и тепло, словом, давала жизнь. В природе человек видел своего помощника, и это давало надежду на хороший урожай, на достойную, организованную, ладную жизнь.

Природа и по сей день хранит в себе много загадок. Хотя человеку кажется, что он открыл все ее тайны, тайн в ней еще много, как много и прекрасного. И как хотелось бы, чтобы и современный человек открывал для себя необыкновенное пусть даже в обыкновенном цветочке. Как хочется, чтобы человек жил в полной гармонии с миром природы!

возврат


Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12

   

Вернуться на сайт

Хостинг от uCoz