[О проекте ][
Участники ][
Праздники ][
Душа России][
Барыня - сударыня ]
[
Ярило - красно солнышко ][
Сочинения ][
Русский каравай ][
Итоги]
Команда "Коробейники", школа 4, г.Омск
Свадьбы на Руси праздновались в определенное время - с Крещения до Масленой, на Красной горке, с Семена дня (1 сентября) до Гурья (15 ноября).
Происхождение свадебного обряда ведет в феодальную эпоху, когда складываются прочные патриархальные устои в семье, а вместе с тем и новая форма брака - по воле родителей. Брак каждого члена семьи должен был удовлетворять хозяйственные и семейные интересы всего родственного коллектива. С этими основными целями брака согласована и его обрядовая сторона, которая должна была способствовать полному жизненному благополучию новобрачных.
Свадебный обряд развертывался так, что между его частями не было повторяемости: все последующее вытекало из предыдущего и было каждый раз новым. Несмотря на единство свадебного обряда, в нем выделялись отдельные части, поскольку от начала и до конца ритуала проходило много времени - это зависело от договоренности сторон.
Начинался свадебный обряд со с в а т о в с т в а . Сватовство не носило публичный характер. В дом невесты засылались сваты для переговоров о возможности будущей свадьбы в обстановке секретности и тайны. Вот почему сватами и свахами являлись посторонние люди. Но позже сватать девушку могли не только родители жениха, но и он сам. Но по-прежнему все проходило в узком кругу. Боясь соседей, дурного сглаза, сваты шли в дом окольной дорогой, заранее пытались выведать у родителей невесты их намерения. Речи велись иносказательно, вот почему сложилась своеобразная сватовская лексика: "У вас товар, у нас купец". Поладив со сватами, отец невесты бил с ними по рукам, как бы передавая дочь из рук в руки.
Роль невесты при сватовстве была пассивной. Её выводили показать сватам, она при этом должна была показать свои хозяйственные навыки - умение шить, прясть и др. Вопрос быть или не быть свадьбе решался без неё, хотя формально она должна была дать положительный ответ.
Проводилось сватовство весной или летом, если срочно требовалась работница или жена в семью. Но чаще всего это была осень или зима и свадьбы играли после уборки урожая. Если вопрос о будущем родстве решался положительно, то шел с г о в о р.
Сговор - это открытый вечер помолвки невесты и жениха. Цель его - огласить начало свадебного обряда. На вечер приглашался определенный круг родных. Невеста и жених обменивались первыми подарками. Невеста должна была плакать и причитать, обращаясь к отцу с просьбой не выдавать её замуж: "Ты родимый батюшка, //Ты не пропей меня молоду,//Мою русую косыньку". Жизнь в доме родителей противопоставляется жизни в доме свекрови и свекра:
У родимой-то у матушки,
У родимого-то батюшки
Я не знала, молодешенька,
Где восходит-то солнышко,
Закатается красное.
Все происходящее поэтически передавалось в песнях, исполнявшихся женщинами, пришедшими в качестве зрителей и певиц. Жених и невеста изображались в идеализированном виде: жених как красивый и удалой молодец, невеста - как замечательная красавица. Поэтичны песенные названия жениха и невесты: "младой князь", "ясен сокол", "душа красна девица", "княгиня молодая". Молодые назывались в песнях "сужеными", тем самым указывалось на предназначение их друг другу. Будущее тоже идеализировалось: жить им в теремах высоких, в новых горницах, сидеть за дубовыми столами, покрытых "скатертями камчатными".
После сговора начиналась подготовка приданого и подарков жениху и его семье. Готовили подарки и родители жениха.
Третьей, особенно поэтической частью свадебного обряда был д е в и ч н и к - день, когда невеста прощалась со своими подругами и семьей. Жених и его родные на девичнике не присутствовали, невеста в последний раз оплакивала свою "девичью волю". В песнях она искренно и эмоционально, с любовью, сожалением прощалась с подругами, родным домом, с батюшкой и матушкой, сестрами и братьями.
Прощание сопровождалось разными обрядами. Наиболее известным является обряд заплетания косы - символа девичьей жизни. Невесте заплетали косу самые близкие её подруги. Известен обряд прощания невесты с её "красной красотой", т.е. девичьей волей и прежней жизнью, символом которых была девичья лента из косы. В присутствии родных и подруг невеста повязывала её на голову, но оказывается, что эта красота не могла приладиться к ней. Широко распространен обряд - наряжение дерева, обычно его макушки.
Большое место на девичнике отводилось теме будущей жизни на чужой стороне. Обращаясь в причитаниях к своей старшей сестре, невеста просила рассказать, "как ей будет жить во чужих людях". Сестра отвечала ей, что жизнь в чужих людях требует много ума-разума, скрытности, выносливости и, предупреждая её о будущем одиночестве, советовала ей делить свою "тоску-кручинушку" только с "матушкой сырой землей" или с "горючими камушками". В песнях поется и о злых людях:
Чужие люди, словно темный лес,
Словно туча грозная,
Без мороза сердце вызябнет,
Без беды глаза выколют.
Испытывая страх и грусть при мысли о такой стороне, невеста трогательно прощалась с родителями и подругами, просила не забывать, как они вместе гуляли и играли. Но все же горе не горе, когда рядом близкий, суженый, который являлся в песнях перед невестой и успокаивал её. Жених присылал невесте на девичник подарки, а её подруги, просидев с ней до полудня, шли веселой толпой к жениху с наряженной ёлкой, а летом со свежими березовыми вениками, обернутыми в красивые платки и полотенца. Всю дорогу девушки пели песни. Известен и обряд посещения невестой бани, который тоже сопровождался песнями и причитаниями. По времени девичник был близок ко дню свадьбы.
В день свадьбы настроение невесты менялось: с утра она ещё оплакивала свою долю, в приезд жениха выражала примирение со своей судьбой, а в его доме казалась довольной и счастливой. Все обряды на свадьбе отвечали одной задаче - показать, как в праздничной обстановке складывается новая счастливая семья. Поэтому и роли всех участников свадьбы были строго определены: родители и родственники должны были вести себя как радушные и хлебосольные хозяева, отец и мать невесты должны были проявлять к ней жалость, жениху следовало изображать из себя идеального доброго молодца. Всем гостям отводились свои роли: наиболее важная сватам - они почетные гости, далее дружки - распорядители и увеселители, подруги невесты - защитницы от происков сватов и дружек, обычно они ночевали перед свадьбой в доме невесты. Самый почетный гость на свадьбе - тысяцкий, который должен был важно сидеть за столом, много пить и есть. Остальные гости своим присутствием повышали общую атмосферу веселья, радости и торжественности. Звучали песни, частушки, потешки, прибаутки.
Начиналась свадьба с наезда жениха и его дружек в дом невесты, и имитировалось её похищение. Атмосфера "борьбы за невесту" поддерживалась рядом обычаев. Перед женихом и его "поездом" закрывалась дорога, и он должен был платить за подъезд к дому невесты. Перед домом он снова встречал препятствие, тогда дружок начинал вести с отцом невесты переговоры, объясняя, зачем им нужно пройти в дом. Все объяснения носили иносказательный характер. Попав в дом, нужно было преодолеть третье препятствие - выкуп. Роль продавца играл младший брат невесты. Начинались обоюдные шутки, присловья, загадывались загадки. Когда все загадки отгаданы, невеста считалась проданной и жених занимал место рядом с ней.
После выкупа подруги уходили, за стол садились "поезжане" жениха, его родители и родные невесты. Невеста должна была всех угощать. В это время жениху и поезжанам раздавались подарки. Затем начинался обряд благословения, после чего свадебный "поезд" направлялся в дом жениха.
В день свадьбы особенно строго соблюдались различные приметы и магические действия, которые должны были оберечь их от "дурного глаза и нечистой силы".В платье жениха и невесты засовывались острые предметы - булавки, иголки, причем острием наружу. Поезд жениха должен был отгонять нечистую силу своими бубенцами и колокольчиками.
Другая группа магических обрядов должна была обеспечить молодым богатство, счастье, полное благополучие. К ним относятся обсыпание зерном и хмелем, что сулило в будущем веселье и достаток. Согласно живущие муж и жена пекли каравай, стол украшала пара испеченных голубей. Жениха и невесту сближал обычай связывать им руки, угощать вином из одного стакана. Заключительная часть свадебного обряда - свадебный пир, который начинался после приезда из церкви. Молодых встречали символическим караваем, стол уставлен большим количеством блюд, в чём таилось пожелание будущего богатства.
Пелись торжественные песни во славу жениха и невесты, их родителей и гостей. Особые песни пелись холостым людям и девушкам, песни о их молодости и красоте. Также пелись величания тысяцкому, свахе и свату, дружке, гостям, женатым людям, вдове.
После величания свадебный пир превращался в обыкновенный семейный праздник с музыкой, плясками, ряженьем, представлениями и др., что сохранилось и в настоящее время:
Ах, эта свадьба, свадьба пела и плясала,
И крылья эту свадьбу вдаль несли,
Широкой этой свадьбе было места мало
И неба было мало и земли.
Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12