В "Лавке ростовщика" больше всего изобретательных трюков. Место действия - лавка на захудалой улочке (и сама она,
и странные посетители больше похожи на Лондон чаплинского детства, чем на Калифорнию). Чарли неустанно враждует с другим
помощником хозяина: то нарочно метет на него пыль, то осыпает дождем из перьев, то бросается на него с кулаками, то роняет
на него стремянку и шары с вывески. Когда толстый старый ростовщик увольняет Чарли, тот молит пожалеть хотя бы несчастную семью.
Хозяин растроган, Чарли остается и может снова ухаживать за Эдной, хорошенькой хозяйской дочкой.
Руку ее он получает за то, что быстро и хитроумно ловит грабителя (Эрик Кэмпбелл).
Так и кажется, что Чаплин задался целью испробовать на все лады "комедию переноса", которая довольно часто встречалась у него и прежде.
Похоже, что каждая вещь рождает новый образ в его причудливом воображении. На кухне у Эдны свежие пончики превращаются в гири, колбаска из теста - в ногу,
ковш - в гавайскую гитару. Прием этот достигает совершенства, когда Чарли осматривает будильник, который принес в заклад невзрачный посетитель.
Чарли превращается во врача, часы - в пациента, Чарли слушает их стетоскопом и проверяет рефлексы.
Ростовщика сыграл Генри Бергман, новый актер группы, которому суждено было стать постоянным ее членом.
Бергман был для Чаплина и помощником, и доверенным лицом, и доброй тетушкой.