В "Великом диктаторе" величайший клоун и любимец своего времени, Чаплин бросил прямой вызов человеку, принесшему
зла и горя больше, чем кто-нибудь другой в современной истории. Было что-то жутковато сходное в судьбе Чаплина и Гитлера -
людей символизирующих противоположные полюсы рода человеческого.
Ещё в 1939 году, за полтора года до выхода "Великого диктатора", в английском журнале "Спектейтор" появилась неподписанная
статья, где говорилось: "Очевидно, само провидение было настроено иронически, когда пятьдесят лет назад оно распорядилось так,
что Чарльз Чаплин и Адольф Гитлер вступили в этот мир с разницей всего в четыре дня...Оба они по-своему выразили идеи, чувства,
чаяния миллионов людей, ведущих борьбу за существование и разламываемых жерновами обществ; дата рождения и одинаковые маленькие
усики(нарочитый гротеск у Чаплина), наверно, были задуманы природой затем, чтобы подчеркнуть общее происхождение их судеб. Оба
отразили одну и ту же реальность: жалкое положение "маленького человека" в современном обществе, и каждый из них - кривое
зеркало, один - зеркало добра, другой - неслыханного зла.
Это был первый фильм Чаплина с диалогами. Если раньше периоды написания сценария перемежались со съемками, то теперь фильм снимался
на готовый сценарий.  
Когда речь заходит о Гитлере, то сегодня легко говорить, что Чаплин не воздал ему "по заслугам". Но нужно помнить, что фильм был задуман
ещё до Мюнхена, а сам замысел созрел у Чаплина в голове ещё на пару лет раньше, когда это чудовище ещё не казалось таким страшным.
Гитлер тогда казался большим мошенником, таким его и надо было показать. Конечно, к тому времени, когда фильм вышел, Франция
пала и мы уже знали гораздо больше. Поэтому во многом комедия утратила свое значение.
Реакция американских критиков на фильм отличался сдержанностью.
Рудольф Арнхайм, очень проницательный критик, сам недавно познавший судьбу беженца из гитлеровской Германии:
"Чарльз Чаплин - единственный художник, владеющий оружием - разящим насмерть смехом...
Чаплин мог бы открыть глаза миру, завороженному властью силы и материального успеха. Но вместо того, чтобы сорвать маску
с общего врага - фашизма, Чаплин сорвал маску лишь с одного человека - "Великого диктатора". Вот почему мне кажется, что этот хороший
фильм мог бы стать лучше".
В Лондоне премьера "Великого диктатора" состоялась 16 декабря 1940 года, в самый разгар бомбежек, когда Гитлер был более чем
реально осязаемым врагом. Британцы отнеслись к чаплинской сатире с восторгом, без той сдержанности, какую проявили американцы.
"Что может лучше поддержать нас в час, когда идет война и исход её неизвестен? Лучшего нельзя и желать!"
Возврат к фильмографии