"Эти огромные башмаки застегнуты
|
Успех был огромный, и, к радости Чарльза, на сцену стали бросать монетки. В этот вечер родилась его практичность: он объявил, что сперва подберет их, а уж потом будет петь. Это понравилось ещё больше, и больше полетело денег; а Чаплин пел, плясал, изображал актеров, пока Ханна не увела его за кулисы. В этот вечер, вспоминает Чаплин, он выступал в первый раз, а мать - в последний.
В ранних интервью Чаплин рассказывает весьма романтично о том, как его открыл Уильям Джексон, основатель труппы "Восемь ланкаширских парней": "Однажды я изображал, как кривляется уличный мальчишка, которых так много в Лондоне, и вдруг увидел, что на меня внимательно смотрит какой-то мужчина. "Да этот мальчик прирожденный актер !- воскликнул он, потом сказал мне:-Хочешь быть артистом?" Тогда я смутно представлял себе, что это такое, хотя отец и мать были годами связаны с мюзик-холлом, но все, что сулило работу и деньги, то есть давало возможность выбраться из скучной будничной жизни, пленяло меня, и я выслушал искусителя, а в результате через неделю уже выступал в пригородных мюзик-холлах вместе с артистами варьете, известными под именем "Восемь ланкаширских парней".
Репортер мюзик-холльной газеты "Мэгнит" описывал выступление "парней": "Этот яркий
и живой номер, с крупицей истинной "соли", подарили театру-варьете "Восемь ланкаширских
парней", чьё мастерство переоценить невозможно. Уильям Джексон представлял публике восемь отлично
обученных мальчиков, которые танцуют один из лучших клогдансов, какой только
можно вообразить. Номер хорош своей необычностью, исполнители смело бросаются в море новизны.
Каждый из "Ланкаширских парней" - прекрасный образец юноши, и все они
дарят нам десять приятнейших минут..."
Чарли пришлось учиться клогдансу целях шесть месяцев, прежде чем его выпустили на сцену - и он едва не остолбенел от страха. Младший сын Джексона вспоминает:"Поначалу он был очень тихим и- если учесть, что он не вырос в Ланкашире,- вполне прилично танцевал.Он был прекрасным актером пантомимы, но сердце его принадлежало трагедии. Неделями он мог изображать Брэнсби Уильямса в роли старика из "Лавки древностей", в седом парике. Показывал, пока нам не надоест".
В самой семье Чаплинов все обстояло менее благополучно. Его отец подорвал свое здоровье и спился. Мать Чарли - Ханна становилась все безучастней. Она находилась в приюте для душевнобольных, в то время как Чарли ждал своего брата - Сиднея.
В начале века лучшими мюзик-холльными номерамибыли смешные скетчи. Лучшими из лучших были "Бессловестные комедианты" Фреда Карно, объединившие и продолжившие самые разные традиции английской пантомимы. Прежде всего то была старая, чисто английская клоунада без слов. В 1908 году Чарлза Чаплина приняли в труппу Карно. Здесь он овладел мастерством пантомимы, акробатики и эквилибристики. В апреле 1910 году Карно предложил Чаплину главну роль в новом спектакле - "Бесстрашный Джимми, или Юный герой". Этот спектакль принес успех и Карно, и Чаплину. В йоркширской "Ивнинг пост" появилась такая заметка: Восходящая звезда. Юноше в 21 год не так-то легко играть роли, создавшие Фреду Китчену славу, но Ч.Чаплин, сильно насмешивший публику свои бесстрашным Джимми в новом скетче Карно, прекрасно справился с этой задачей. Он чистолюбив и усерден, он далеко пойдет... несмотря на молодость, у него уже есть опыт, и, как только он выходит на сцену в роли Джимми, зал хохочет, понимая, что перед ним прирожденный комик".
28 ноября 1913 года Чаплин уходит из труппы Карно. Надо двигаться дальше. В этом же году Чаплин подписывает контракт со студией "Кистоун". Фильмы "Кистоун" рождены водевилем, цирком, комиксами, но и американской действительностью ХХ века. Комедия грубо высмеивала радости и горести будней.
Для своего второго фильма Чаплин придумал костюм и грим, которые позже легко узнавали всюду. Костюм Бродяги за свою двадцатидвухлетнюю жизнь практически не менялся, видимо, появился на свет сам собой, Чаплин заранее его не обдумывал, Согласно легенде, родился он дождливым днем в общей мужской гримерной, где Чаплин позаимствовал широченные брюки Фатти Арбакля, крохотный пиджак Чарлза Эйвери, огромные ботинки Форда Стерлинга, маленький котелок Арбаклева тестя и усы, предназначавшиеся для Мака Суэйна, которые Чаплин подстриг щеточкой. Но были и другие легенды возникновения костюма. Характерную походку Чаплин перенял у старика по прозвищу Чудила Бинкс: "Нос картошкой, сам скрюченный от реватизма, ступни искалеченные, распухшие, а брюки - просто невообразимые! Наверно, они ему достались от какого-нибудь великана, сам он был маленький.
С того дня, когда Чаплин начал ставить фильмы, ничего неизвестно о его личной жизни. Причина проста - он действительно занимался только работой. Новое искусство околдовало, совершенно поглотило его.
В Англии первые чаплинские фильмы появились в июне 1914 года. Уже зная, как их принимают в Америке, "Кистоун компани" рекламировала их: "Готовы ли вы к чаплинскому буму? Ещё никто не прславился так быстро, как Чарлз Чаплин, знаменитый комик Карно, в комедиях "Кистоуна". Владельцы крупнейших сетей кинотеатров уже купили билеты на каждый его фильм, и после первых сеансов нет сомнения, что будет большой спрос на копии".
9 августа 1914 года Чаплин уходит с кинокомпании "Кистоун".
15 октября 1977 года Чаплин в последний раз выбрался из Мануар-де-Бан. Вместе с Уной, Викторией, её мужем Жан-Баптистом и их детьми он побывал в Веве на представлении цирка "Ние". С тех пор как Чаплины обосновались в Швейцарии, приезд цирка каждый раз становился в их семье событием. В таких случаях они обычно устраивали у себя прием для артистов.
Силы Чаплина быстро таяли, теперь он нуждался в постоянном уходе. Несколько недель Уна упорно никого к нему не подпускала, пока родные и домочадцы не начали всерьез тревожится о её здоровье и не уговорили ее разделить заботы с сиделкой. Под Рождество вся сембя, за исключением Джералдины, занятой на съемках в Мспании, по традиции собралась на вилле встретить праздник. У Чаплина набралось уже порядочно внуков. В канун Рождества месье Инмус поднялся к ним из деревни, обряженный Санта Клаусом, как он это делал последние 20 лет, чтобы раздать подарки с елки. (Месье Инмус утверждал, что Чаплин видел его много раз, но ни одного - без костюма и грима). Подарки от детей отнесли к Чаплину в спальню и оставили дверь открытой, чтобы он слышал, как юное поколение веселится у елки с Сантой. Этой ночью, в предрассветный час Рождества 1977 года, Чарлз Чаплин тихо скончался во сне. Похороны состоялись в 11 утра 27 декабря 1977 года на кладбище при англиканской церкви в Веве. Согласно воле покойного, они были скромными, присутствовали только родные, если не считать посла Великобритании Аллене Кейра Ротни. Заупокойную службу отслужили их преподобия Роберт Томсон и Дэвид Миллер. На гробе был серебристо-черный покров.
Когда Чаплин умер, все его великие коллеги по ремеслу произнесли по нему прощальные слова. Старейшина французского кино Рене Клер писал:"Он был столпом кинематографа всех стран и времен. Нет такого создателя фильма, кого бы он не вдохновил. Лично на меня особенно сильно воздействовало это удивительное сочетание комедии и чувствительности. Говорили, что мотивы Новых времен" он взял из моей картины "Свободу нам!" Я радуюсь и горжусь, если мне, на кого он оказал такое большое влияние, удалось в свою очередь один раз повлиять на него".