Самостоятельная профессиональная деятельность начинающего учителя физической культуры требует включения его в новую систему отношений, новых форм поведения в связи с выполнением новой социальной роли и повышением своего статуса в обществе (вместо учащегося, которым он был месяц назад, теперь он педагог, наставник). Начинающие учителя в зависимости от имеющихся у них психологических особенностей по-разному адаптируются к своей профессии и месту работы.
    Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы, эти учителя хорошо справляются со всеми разделами учебно-воспитательной работы, так как уже в первой четверти ими намечаются и проводятся соревнования в школе , товарищеские встречи, туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации, которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Однако у некоторых учителей адаптация может проходить не совсем гладко. Постепенно их энтузиазм и новаторский пыл угасают, на смену приходит разочарование, появляется желание поискать другое дело.
    Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим напряжением, не всегда уверены в себе, считают себя недостаточно подготовленными к самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто подготовиться к уроку, а собраться психологически на его проведение. Своими первыми успехами в работе они не обольщаются, во всех своих начинаниях проявляют осторожность, объясняя это недостаточным знанием, ученического коллектива, его возможностей, отсутствием помощников и другими причинами. Поэтому с первого месяца работы в школе эти учителя не стремятся к насыщенной, кипучей деятельности. В то же время они очень добросовестно относятся к выполнению порученного дела. При постоянной помощи администрации школы и одобрении их деятельности затруднения в установлении контактов с учащимися и с педагогическим коллективом успешно преодолеваются. Постепенно учителя все смелее принимают самостоятельные решения.
     Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более опытные коллеги. Однако, принимая советы мастеров физического воспитания, молодые учителя должны проявлять известную осторожность и избирательность, так как не всякая манера ведения уроков подходит учителям с разным темпераментом и способностями. Нужно перенимать приемлемые для себя способы действий, первоначально примерившись к ним и установив их эффективность. Таким путем молодой учитель сформирует у себя стиль деятельности, соответствующий его способностям и склонностям. Бездумное же копирование разных педагогических систем и стилей, которыми пользуются учителя-новаторы, может принести вред. Е. Н. Литвинов отмечает следующие недостатки в работе молодых учителей физической культуры:
    Эти недостатки приводят к тому, что учащиеся получают на уроках такую нагрузку, которая не вызывает в их организме существенных сдвигов.