возврат

Особенности адаптации к профессиональной деятельности начинающих учителей физической культуры

     Самостоятельная профессиональная деятельность начинающего учителя физической культуры требует включения его в новую систему отношений, новых форм поведения в связи с выполнением новой социальной роли и повышением своего статуса в обществе (вместо учащегося, которым он был месяц назад, теперь он педагог, наставник). Начинающие учителя в зависимости от имеющихся у них психологических особенностей по-разному адаптируются к своей профессии и месту работы.

    Быстрее протекает адаптация у тех, кто общителен, уверен в себе. Они легко устанавливают хорошие взаимоотношения с учениками и педагогическим коллективом, за каждое дело берутся с большой энергией. В первые месяцы работы, эти учителя хорошо справляются со всеми разделами учебно-воспитательной работы, так как уже в первой четверти ими намечаются и проводятся соревнования в школе , товарищеские встречи, туристические походы. Это соответствует ожиданиям и требованиям администрации, которая хочет, чтобы молодые специалисты быстро входили в ритм жизни школы. Однако у некоторых учителей адаптация может проходить не совсем гладко. Постепенно их энтузиазм и новаторский пыл угасают, на смену приходит разочарование, появляется желание поискать другое дело.

    Медленно адаптирующиеся учителя первые уроки проводят с большим напряжением, не всегда уверены в себе, считают себя недостаточно подготовленными к самостоятельной педагогической деятельности. Для них очень важно не просто подготовиться к уроку, а собраться психологически на его проведение. Своими первыми успехами в работе они не обольщаются, во всех своих начинаниях проявляют осторожность, объясняя это недостаточным знанием, ученического коллектива, его возможностей, отсутствием помощников и другими причинами. Поэтому с первого месяца работы в школе эти учителя не стремятся к насыщенной, кипучей деятельности. В то же время они очень добросовестно относятся к выполнению порученного дела. При постоянной помощи администрации школы и одобрении их деятельности затруднения в установлении контактов с учащимися и с педагогическим коллективом успешно преодолеваются. Постепенно учителя все смелее принимают самостоятельные решения.

     Быстрее адаптируются в школе те молодые учителя, которые за годы учебы приобрели организаторские качества и умения, а также те, которым помогают более опытные коллеги. Однако, принимая советы мастеров физического воспитания, молодые учителя должны проявлять известную осторожность и избирательность, так как не всякая манера ведения уроков подходит учителям с разным темпераментом и способностями. Нужно перенимать приемлемые для себя способы действий, первоначально примерившись к ним и установив их эффективность. Таким путем молодой учитель сформирует у себя стиль деятельности, соответствующий его способностям и склонностям. Бездумное же копирование разных педагогических систем и стилей, которыми пользуются учителя-новаторы, может принести вред. Е. Н. Литвинов отмечает следующие недостатки в работе молодых учителей физической культуры:

  1. Слабо ориентируются в отборе учебного материала,
  2. не умеют выбрать главное,
  3. затрудняются в определении объема упражнений и их направленности в зависимости от прохождения учебной программы,
  4. не всегда учитывают возможности учащихся, их физическую подготовленность.
  5. часто увлекаются либо процессом обучения (таких учителей две трети), либо тренировкой учащихся. (Первые не умеют правильно подобрать достаточное количество подводящих упражнений, не укладываются во времени, то есть мало успевают сделать за урок. Как правило, они больше организуют свою деятельность, чем деятельность учащихся, так как затрудняются в определении форм и выборе методов обучения. Критерием хорошо проведенного урока они считают моторную плотность, равную 50—60%.

    Эти недостатки приводят к тому, что учащиеся получают на уроках такую нагрузку, которая не вызывает в их организме существенных сдвигов.

возврат

Хостинг от uCoz