Проблемы добра и зла в романе В.Дудинцева
"Белые одежды"

(Опыт аналитического прочтения.)

Работа ученицы 11"г" школы №99
Кундукпаевой Гульнары
Руководитель: Игнатьева Л.Н., учитель школы
г.Омск, 2002

Цели:

Эпиграфы.

В поступке - мысли больше, чем в мысли.

В.Дудинцев

 

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак

 

Кто не вредит и не обидит,

И злом не воздает за зло,

Сыны сынов своих увидит

И в жизни всякое добро.

Г.Державин

ПЛАН.

  1. Вступление. Добро и зло как вечные противоборствующие силы.
  2. История создания романа.
  3. Проблематика, основные идеи.
  4. Антигерои, представители сил зла.
  5. Герои, живущие по законам добра.
  6. Заключение. "Силу подлости и злобы одолеет дух добра."

Я думаю, на жизненном пути каждого человека встречается очень много проблем, решить и понять которые очень трудно одному. Наверное, поэтому мы обращаемся к книге. Ведь именно она помогает во многом разобраться человеку и может сыграть значительную роль в его судьбе.

Мне кажется, у каждого есть любимая книга. Для меня такой книгой стал роман В.Дудинцева "Белые одежды". Меня глубоко взволновало это произведение о тяжких мытарствах человеческого духа, о путях выживания и утверждения истины в экстремальной ситуации, об этике ученого.

Роман обращается к драматическому эпизоду в истории нашего общества. Одной из жертв кровавой эпохи сталинизма стали генетика и люди, служившие ей верой и правдой. Они и есть главные герои книги. Этот роман - мужественный шаг писателя по пути восстановления исторической правды. Суровая оценка сталинского террора, данная писателем, позволяет нам, читателям, ощутить масштабы не только научных, хозяйственных, но и человеческих потерь. Прямой взгляд Владимира Дудинццева на наше прошлое заставляет серьезно задуматься и о настоящем. Роман написан с такой достоверностью, что я нисколько не сомневаюсь: эти факты могут иметь место и в реальной жизни. Ведь наша действительность мало чем отличается от прошлого. В наше время честным и благородным людям закрывают рты, не дают им продвигаться вперед, в то время как имеющие власть и деньги занимают их места и стараются предстать перед народом в роли его защитников.

Я уверена, добро и зло - вечные противоборствующие силы жизни. Проблема добра и зла существовала раньше, существует сейчас и будет существовать. Этот роман заставляет человека задуматься о смысле жизни, сделать единственно правильный выбор. Именно поэтому произведение Дудинцева очень актуально в наши дни. После прочтения книги я взглянула на все окружающее совсем другими глазами, пытаясь применить психологический "ключ" Федора Дежкина на практике, найти "альпинистов" и "парашютистов" среди тех, кто находится рядом со мной.

Я выбрала для раскрытия темы добра и зла произведение Владимира Дудинцева, потому что считаю его творчество значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его жизнь.

История создания романа.

Владимир Дмитриевич Дудинцев происходит из семьи небогатого помещика Харьковской губернии, который был офицером царской армии, принимал участие в белом движении , но в 1919-м году в нем разочаровался и решил выйти из схватки, вернутся домой. Поезд был остановлен в пути красными, отца Дудинцева опознали, вывели из вагона и расстреляли - на глазах жены и матери будущего писателя.

К началу войны стать писателем Владимир Дмитриевич не успел, а лишь закончил юридический институт. Как он рассказывает, к правовым наукам повлекли его "жажда справедливости и желание накопить побольше "человеческого материала ", который юристу более доступен."

Не имея возможности говорить правду, писатель не говорил и лжи, в его рассказах присутствует несомненная точность детали, верные и любопытные наблюдения, строгость и известное благородство письма, однако этого мало для прозы, нужны еще характеры, а их невозможно изобразить вне схватки, конфликта.

Особое внимание автора привлекли биологи. Попав на совещание генетиков, писатель выслушал доклад Н .А .Лебедевой о развитии новых сортов картофеля. Это послужило отправной точкой для создания нового романа Дудинцев внимательно изучил драматическую ситуацию, которая сложилась в биологии. Он посещал занятия семинара Т. Д. Лысенко в институте генетики. Узнав о цели посещений, академик распорядился Дудинцева на занятия не пускать.

Буквально с первых страниц романа просматривается его природа как произведения социально - философского, причем заявленная безукоризненно точными художественными средствами.

События разворачиваются в 1948 году, после печально памятной сессии ВАСХНИЛа, на которой научную генетику заклеймили как идейно - враждебное течение. Ф. И. Дёжкин прислан академиком. Рядно в мирный институтский городок с заданием громить вейсманистов - морганистов , "оздоровить идейно - научную атмосферу и поставить везде "наших людей"... Но совершилось иное: он становится именно народным заступником за истину в науке и за честных ученых против идеологических мошенников, что в своих корыстных интересах спекулируют философией диалектического материализма . Уже с первых страниц романа я ощутила себя в другом мире, мире необычайных людей - ученых. Главная мысль этого произведения - нельзя пассивно цепенеть перед злом, надо не уступать ему до последнего, даже когда сопротивление безнадежно.

Мне кажется Владимир Дудинцев хочет сорвать с отрицательных героев маски, под которыми прячется зло. Ведь не зря автор пишет, что зло маскирует себя под добро, а добро - под зло. Книга "Белые одежды" отражает ключевые проблемы современности. Она ставит вопросы нравственного выбора, ответственности перед обществом, нравственной ценности добра. Автор пытается научить читателей безошибочно узнать, что есть что. Каждый должен понимать, что только сострадающий чужому несчастью, думающий о других человек, может сделать что-то хорошее. Несмотря на тяжелые испытания, добро всегда остается добром. Оно не изменяет ни при каких обстоятельствах своим нравственным идеалам, принципам. Я надеюсь, что произведение Дудинцева сыграет значительную роль в судьбе каждого читателя. И любой, кто его прочитает, сделает правильный выбор.

Антигерои, представители сил зла.

Силы зла в романе Дудинцева представляют герои, которые борются за то, чтобы владеть благами жизни единолично. Их немало. Но мне кажется, что фигура “народного академика” Рядно воплощает в себе особенно разнузданное невежество и притязания на полную власть. Живущий по законам подлости, он страшен тем, что его жестокость и невежество неуязвимы. Автор исследует причины этой неуязвимости: “Касьяна вашего к нам заслал не царь, - говорил полковник Свешников Дежкину, - не Америка. Сам прилетел. Сначала все озирал, мечтал, завидовал. Искал ходы. Потом тронулся в путь изучать, о чем все кричат. Так что прилетел он из собственной бесконечности…”

По-моему, этот характер, созданный с необычайной пластической выразительностью, представляет собой не только огромную творческую удачу автора, но и редкий по художественной силе образ в русской литературе XX в. В самом деле, в ласковом, лукавом и чудаковатом Кассиане Дамиановиче не так легко разглядеть невооруженным глазом зловещие черты мракобеса от науки. Ведь не случайно Федор Дежкин с его незаурядном даром психологической ситуации так долго был не только учеником и последователем, но и “любимым сынком” академика, в котором властно притягивала молодого человека и почти неподдельная отеческая нежность, и наигранная простонародность, и широта натуры.

Мне кажется, Рядно наделен несомненным, хотя и несколько скромным обаянием. Причем, это не просто внешняя личина. Внутренняя суть академика настолько с ней срослась, так богато переливается ее умело подогнанным многоцветьем, что эта игра прямо-таки слепит глаза. Вот только один штрих: когда академик, где бы то ни было: за дружеским чаепитием или на важном заседании – достает носовой платок, из которого непременно сыплется земля. И слышится воркование: “ Это я по делянкам лазил и вот набрался ... Любит старика земля, а? Так и лезет везде”, - расстроганно качал головой, смахивая землю на пол.

Я уверена, разглядеть истинное лицо этого человека необычайно трудно. Тем более, что для взгляда непосвященного как раз позиция Рядно представляется воплощением духовных начал в биологической науке. Об этом говорит целый ряд параллелей, при поверхностном подходе достаточно красноречивых.

Так, если научная генетика представляется далеким от реальности теоретизированием, то “учение” Рядно апеллирует к загадочным и непредсказуемым силам живой жизни.

Генетики ведут бесконечные опыты с никчемными мушками-дрозофилами и оперируют сухими математическими формулами, а в поле зрения “народного академика” – все богатство природы. Что же касается чисто внешней стороны, то и говорить нечего: стоит лишь поставить рядом немногословного и угловатого Троллейбуса – Стригалева – “обугленного, худощавого брюнета с длинными нитями седины в непричесанных лохмах” – и брызжущего простонародным лукавством академика: складные речи, искрящийся юмор, умопомрачительные обещания и челка в виде завихряющейся туманности.

Я думаю, главную сласть академик Рядно имеет не от материальных своих роскошеств, но от того, что власть имеет право унизить души: чтоб перед ним виляли, вываливали себя в грязи на покаянных собраниях; чтоб распластались и "растлели" под катком страха, действующего в массовом психозе.

Внешняя “духовность” академика Рядно оказывается на поверку тонко рассчитанной, грязно–корыстной спекуляцией. В ее основе – ставка, прежде всего, на сталинский стиль руководства, на стремление решать все проблемы волевым нажимом. На волюнтаристский стиль мышления, когда под девизом “Даешь!” представлялось возможным покорить и преобразовать все и вся. И, наконец, на то, что переживая войну и разруху, изголодавшая страна ждет от сельского хозяйства немедленных и спасительных чудес. Таким образом, паразитируя на объективных трудностях государства и субъективных заблуждениях его руководства, “народный академик” и Ко производят мошеннические фокусы по “воспитанию” живых организмов, нимало не заботясь о существовании объективных законов их жизнедеятельности и воспроизводства.

Мне кажется, при этом гораздо меньше Рядно волнуют научные результаты, нежели их видимость. Он стремится любой ценой сохранить свой фальшивый авторитет и неограниченную власть в мире биологической науки, опирающейся на “верховную” поддержку.

Для этого оказываются хороши интриги и провокации, шпионство и слежка, подтасовка и фальсификация результатов. Ничтоже сумнящийся, Кассиан Дамианович присваивает научные достижения своих противников, втихомолку используя воплощенные в результатах селекции плодовитой лженауки, которую он же громогласно клеймит как “служанку империализма”. С ловкостью фокусника Рядно маскирует свое дремучее невежество под диалектическую интуицию, честолюбие - под идейную убежденность, а хищную хватку дельца – под бесшабашную простоту “народного академика”.

Именно по его вине не давали продвигаться вперед поистине умным людям, их душили, пытались закрыть им рты, губили, не давали процветать настоящей науке, той самой, которая принесла бы огромную пользу человечеству.

Живучесть подлости, зла, невежества автор объясняет “народной непосредственностью”, которая была в то время удобной ширмой карьеры и произвола.

Я уверена, ею прикрывается не только Рядно. Не зря полковник Свешников ставит в один ряд с ним генерала Ассикритова: "И Касьян, и Коля мой прилетели к нам из своего собственного пространства, переполненного завистью. Завистью и мечтой о власти… Должность, авторитет, пост… Капитанская рубка, командирский мостик… эти люди всегда правы”.

Мне кажется, метафора "парашютист", к которой прибегает автор, характеризуя таких людей, помогает читателю объяснить устойчивость культа грубой силы и невежества: "Из бесконечности собственной прилетел этот парашютист. Это перешло к нам не от капитализма, а от человека. А разговоры о капитализме только помешали нам его вовремя остановить..."

Сатирическими красками нарисована фигура ближайшего помощника Рядно Саула Брузжака. Хищник по натуре, он надевает на себя маску наивности.

Доносчик Краснов, как и Саул, маскирует свое зло благими намерениями. "И этот злой умысел так и переходит без изменений из столетия в столетие, из закона в закон. Вот это и есть факт, доказывающий историческую неизменяемость зла. Безвариантность."

Мне кажется, автор удачно подобрал метафору для описания Краснова - "альпинист" и Рядно - "парашютист". Альпинист - он поднимается вверх, пытаясь достичь вершины. Так и Краснов - он очень хочет подняться к академику Рядно, максимально приблизиться к нему, стать его “правой рукой”. Парашютист - он независимо от места приземления готов приспособиться к любым условиям, при этом ему всегда будет хорошо и удобно. Я уверена, эта характеристика полностью подходит академику.

Герои, живущие по законам добра.

Герои романа "Белые одежды" - это не воплощенные символы своей эпохи, это люди будущего, со страшным упорством продирающиеся сквозь дебри современности.

Стригалев - это ученый, который одержим своими идеями и поэтому несколько "не от мира сего". Это воплощение, так сказать, чистого духа во всей его необычайной цельности.

Стоит ли говорить, как мало способен подобный человек к интригам и притворству, к уловкам и ухищрениям, к замаскированным ходам? И надо ли доказывать, насколько безоружен такой человек перед лицом матерого Рядно, аса коньюктурщины и шарлатанства?

Я думаю, что Иван Ильич - это настоящий ученый. И мне кажется, таких людей мало. Цель его жизни - создавать новые сорта, которые так необходимы народу, при этом он не хочет прославить себя, не это для него главное. Стригалев считает, что благополучие народа важнее славы. Недаром ведь он уже "подарил" академику два своих сорта картофеля, наивно надеясь таким путем откупиться. Недаром он ввел в "кубло" подонка Краснова, агента Рядно, лишь потому, что тот изобразил на лице великую жажду истины. В результате, и сам Стригалев, и его товарищи становятся жертвами провокатора.

Как видим, Иван Ильич из тех, кто не умеет эти открытия уберечь в условиях, крайне мало тому благоприятствующих. Но я думаю, жизнь его кое-чему научила. Ведь он не хочет больше ничего "дарить" Рядно не от честолюбия, прежде всего, а от сознания пагубности таких "подарков" для истинной науки и настоящих ученых. И, чувствуя неумолимо приближающийся финал, он завещает свое "наследство" Дежкину, ставшему как бы его alter ego.

В отличие от нескладного Стригалева, Светозар Александрович Посошков изящен и ловок во всем, что говорит и делает. У него за плечами огромная каждодневная работа над собой. Он вооружен всеми богатствами мировой культуры.

Мне кажется, его губит не житейская неприспособленность, а.трагическая ошибка. Оставаясь в душе "правоверным вейсманистом-морганистом", он тем не менее демонстративно отрекается от своих взглядов, унижаясь даже до публичного покаяния.

Человек, когда-то бывший "лишним" ребенком, а потом приютским, Посошков пытается таким образом защитить хрупкий уют Дома, обретенного фактически лишь в старости. Но происходит трагический парадокс. Попытка сохранить семейный очаг путем измены оборачивается разрушением очага. Я считаю, что молодая жена Посошкова - гордячка и максималистка, которая боготворила в нем прежде всего ученого и человека, не выносит свалившегося на нее разочарования. Происходит внутренний, а потом и внешний разрыв. После этого, мне кажется, герой очень удачно сравнил себя с Гамлетом, раненным отравленной шпагой. Никакие теперь житейские блага и условности над ним не властны.

Сделав предварительно все возможное во искупление своего греха, академик Посошков добровольно расплачивается жизнью за временное отступничество от научной и человеческой истины.

Из всех героев мне наиболее интересен Федор Иванович Дежкин. Я думаю, ему пришлось сыграть очень сложную, но в то же время очень значимую роль. Дежкину трудно было вести двойную игру с Рядно, да не столько трудно, сколько опасно. Каким суровым испытаниям подвергал себя Федор Иванович! Но, захваченный идеей, он остался верен начатому делу. Вот как характеризует автор своего героя в начале романа: "Этот человек имел отношение к науке о растениях и знал много разных вещей. Знал, например, что есть такое понятие- "спящая почка”. У яблони ее не видно,но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудится, и тогда на гладком месте выстреливает новый побег… Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты - подлец или герой, А все потому, что твоя жизнь так складывается- не посылает она

испытаний, которые загнали бы тебя в железную трубу, где есть только два выхода- вперед или назад”.

Академик Рядно, один из титулованных корифеев “мичуринской” биологии, посылает своего ученика в один из институтов с тем, чтобы Дежкин помог выследить и разгромить “кубло” вейсманистов-морганистов, т.е. сторонников научной генетики.

Умный и тонкий Дежкин избран для этого задания не случайно; ведь необходимо не просто произвести экзекуцию - надо прибрать к рукам “наследство” преданных анафеме “лжеученых”. А для этого нужно немало ума и чутья. Однако происходит непредвиденное: Федор Иванович, 30-летний кандидат наук, уже перед отъездом чувствовал с тайным страхом, что пошатнулся в “вере”.

Попав же под влияние "кубла", он довольно скоро начинает понимать, что к чему, и втайне от своего могущественного покровителя становится "неофитом" еретического вейсманизма- менделизма-морганизма. Мне кажется, что этому способствует очень мощный, хотя и субъективный фактор: молниеносная, счастливая и вскоре драматически оборвавшаяся любовь к чудесной девушке из "вражеского" лагеря.

Несмотря на все попытки обличить участь своих вчерашних противников, Дежкину не удается спасти их от физической расправы. После ареста всей группы генетиков, в том числе и его жены, Федор Иванович взваливает на свои плечи задачу труднейшую и безумно ответственную: довести до конца начатую руководителем "кубла" Стригалевым работу над новым сортом картофеля с совершенно уникальными свойствами, а также уберечь от грязных рук Рядно и этот, и еще один уже выведенный сорт.

Так кто же он, Федор Дежкин? Что дает ему силу одолеть, казалось бы, неодолимое? В детстве он получил незабываемый нравственный толчок - страшную рану совести, которая так до конца и не зарубцевалась. Когда-то из вполне идейных соображений примерного пионера Дежкин невольно предал и обрек на гибель честного человека-геолога, который посмел обнаружить никель в “неположенном” месте и вопреки мнению на этот счет главного в данной области авторитета.

Я думаю, этот урок навеки "содрал кожу" с сердца мальчика, наделив его редкостным даром сопереживания людям и чувством чужой боли. Из-за повышенного внимания к окружающим людям Федор Иванович видит их почти насквозь. По-моему, у него необычайное чутье на правду, на сущность. Именно поэтому он так быстро распознает в "кубле" вейсманистов-морганистов людей подлинно высокого духа, которым в высшей степени чужды всяческая корысть и расчет, всяческая фраза и поза, все формы видимости, маскирующие, а не выявляющие сущность. К тому же для этой цели Федор Иванович успешно использует своеобразный психологический "ключ", который им найден в качестве одного из выводов его собственной теории добра и зла. "Формула ключа" примерно такая: "Добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя- под величайшее добро. …Светлое мужество говорит: какое я светлое, на мне много темных пятен. А темное кричит: я все из серебра и солнечных лучей, враг тот, кто заподозрит во мне изъян".

У дежкинской теории есть очень сильная сторона: это направленное против прекраснодушия и бесхребетности утверждение практической мощи добра - его безусловного права на самореализацию - теми средствами, которые для этой цели окажутся необходимы и достаточны, даже если их нужно позаимствовать из арсеналов зла: "Если переносишь член уравнения с правой стороны на левую, он меняет знак. Что было здесь минусом, там - плюс".

Этим Федор Иванович и руководствуется. Незадолго до ареста Стригалев ему сказал: "...Если я помру...Убийце...Это ему будет только казаться. Я и после этого буду жить, и меня уже никто не поймает...У меня будет ямка на подбородке и звать меня будут Федор Иванович Дежкин."

Стригалевские сорта не должны попасть в руки "народного академика", иначе они станут его бесценным капиталом, что затормозит - на неопределенный срок - развитие истинной науки и усилит гонения за истинных ученых. Мне кажется, что именно поэтому миссия Дежкина сугубо духовна. Речь идет не о практическом внедрении новых сортов картофеля (за это с удовольствием взялся бы и Рядно, приписав все заслуги себе и своим "мичуринским" методом ), а о том, чтобы сохранить для будущего научной генетики реализованный в новых сортах теоритеческий заряд, а также утвердить авторские права Ивана Ильича Стригалева. Уже посмертно.

Я полагаю, что выполняя эту задачу, Дежкин ведет виртуозную двойную игру, которая позволяет, во-первых, выиграть время для завершения работы, начатой Стригалевым , а во-вторых , подготовить надежное отступление.

К формам и методам этой игры - с точки зрения догматической морали - можно, конечно, придраться. Федор Иванович ведь не просто поддакивает академику. Он еще трет ему спинку в бане. Принимает даже полушубок в подарок. Короче, в изворотливости и коварстве "ученик" вполне на уровне "учителя". Дежкин побивает академика его же оружием: редкой проницательностью, страшным самообладанием, акробатической ловкостью рук и гибкостью ума. Я уверена, его сила духа непостижима для Кассиана Дамиановича, которому абсолютно неизвестно, что такое бескорыстие и самотречение.

Недаром говорят, что порою легче умереть за правду, чем жить за нее... Судьба Федора Ивановича исполнена отнюдь не детективного, а истинного и глубокого драматизма. Арестована пылко любимая жена - на исходе медового месяца. Лишь по случайности они не успели зарегистрировать свой брак, и это спасло самого Дежкина от репрессии. Теперь же он не имеет права открыто объявить себя её мужем, даже весточку подать. Иначе - скорая расправа.

Правда, у Федора Ивановича таки мелькнула мысль, что Леночку можно было бы "выкупить" у академика за "наследство" Троллейбуса, но эта мысль действительно лишь мелькнула, поскольку он тут же понял, что за неё - одну лишь мысль - сама Елена Владимировна его бы не похвалила. Не может Федор Иванович разделить судьбу своей жены. Ведь его жизнь и свобода обрели теперь сверхличное значение: но - "двойник" Стригалева, он один ешё способен сохранить для людей научный и человеческий смысл его подвига. И вот, ни словом, ни жестом не выдавая страшную боль, без права на отчаянье, без права на неверный шаг, Дежкин балансирует на лезвии бритвы, а паутина козней Рядно сплетается все теснее. И все туже смыкаются клещи его ядовитых щупальцев .

По-моему, круг замкнут. Руками умелого садовника сделан точый надрез: "спящая почка" проснулась, выстрелив ярким побегом устремленности к истине. И тут же уделом "новообращенного" становится "труба". В полном одиночестве, с ежеминутным гибельным риском, герой достойно несёт на себе не видимые миру "белые одежды" рыцаря добра и правды.

Посошков, Лена Блажко и многие другие, им подобные, - это люди, верные своей цели, ни при каких обстоятельствах не меняющие своего мнения, не предающие. Но им часто приходится скрывать свои "белые одежды" под черными. Но, несмотря ни на что, они остаются верными своим принципам. Итак, Федор Дежкин - молодой человек с благосклонно холодным тициановским взглядом и редкой чудесной улыбкой, душеприказчик Посошкова; он принимает эстафету из рук поверженных товарищей и почти чудом доносит её до финиша.

Федор Дежкин принял эстафету у Стригалева, но за спиной молодое поколение. Это и Леночка Блажко, и Саша Жуков, и Женя Бабич. Именно им он передает эстафету. Я думаю, они станут его продолжателями. И что бы ни случилось в жизни, какие тяжелые испытания ни встречались на их пути, они останутся в "белых одеяниях" и сделают все, что в их силах, для блага народа.

Мне кажется, на пути каждого положительного героя была своя "железная труба" и "спящая почка". И на пути молодого поколения, представленного в романе, они также встретятся. Им тоже придется сделать свой нравственный выбор, и они не предадут своих предшественников и сделают этот выбор правильным.

Добро и зло как вечно противоборствующие силы жизни.

По-моему, разные персонажи в романе - это разные варианты выбора пути в жизни. Сопоставляя свой выбор с моделью Гамлета, Стригалев так рассужда: “Гамлет, узнав о своей смертельной ране, перестал быть подданым короля. Он приготовился умереть, но перед этим в отпущенные ему две минуты жизни натворил много дел: разгрузил свою совесть. А у меня такой поворот - мне двух минут мало, ничего не сделаю, потому я должен не умереть, а жить, чтобы ни произошло. И двигать дело.”

Другой выбор, другая судьба представлены в образе русского поэта Иннокентия Кондакова: душа широкая, талант озорной, слог ернический, богема, забредыха, юбку пропустить не может. Ну и что? Живой человек, ну, грешен! Но не подл. И тоже ведь загремел в лагерь, поплатился за язык, что потянуло его сочинить стишок про гигантский портрет, вывешиваемый в праздник на доме, заслоняя свет в тридцати двух окнах.

Еще и Свешников, полковник госбезопасности, давно раскусивший секрет власти, слегка циник, в душе восхищающийся честным ученым Иваном Ильичом, вершит погубительный для себя поступок правды: чтобы спасти поэта, сжигает его ”преступный стих” у себя в кабинете, за что и поплатился.

Явление воли в борьбе за добро и истину, упорство в актуализации духа… Итак, черное и белое, и это не схематизм, а мужество прямого взгляда. Не мы выбираем время и место родиться и жить - они выбирают нас. Но человек выбирает путь, пролагать и строить который может в опоре на совесть и ум.

Мне кажется, что очень важное уравнение: субстанция добра - страдание. Ведь когда Вонлярлярский в философическом споре отстаивает теорию разумного эгоизма (“в добре есть элемент эгоизма; добрым поступком человек прежде всего удовлетворяет свою потребность в специфическом остром наслаждении”), Дежкин ему возражает: ”Не то... Добро - страдание. Иногда труднопереносимое... Потому что добрый порыв чувствуешь главным образом тогда, когда видишь чужое страдание или предчувствуешь. И рвешься помочь. А почему рвешься? Да потому , что чужое страдание невыносимо”.

Таким образом, страдание как добро - это, в сущности, сострадание. Но, чтобы его в душе заполучить, надо самому иметь опыт страданий. И поэтому страдание вообще становится субстанцией добра.

Я уверена, что добро и зло - это вечные противоборствующие силы жизни. Мне кажется, что Стригалев считает показателем высокой нравственности человека его способность к самоанализу, к раздумьям о том, что такое добро и зло.

Ф.И. Дежкин с волнением говорит полковнику Свешникову: "Смотрите ! Это же чудеса ! Открытие ! Добро хочет ближнему приятных переживаний , а зло, наоборот , хочет ему страдания. Чувствуете! Добро хочет уберечь кого - то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, а зло чужому страданию. Добро стесняется своих побуждений , а зло -своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло - себя под величайшее добро..."

Федор Иванович считает, что свобода нравственного выбора должна оставаться за человеком. Но вершина человеческого "я" не должна формироваться под давлением внешних обстоятельств, иначе в процессе деформации человек предает свои высокие нравственные идеалы, и зло восторжествует над добром.

Мне кажется, автор не может спокойно жить, видя, как люди, подобные его героям: Рядно, Брузжаку, Ассикритову, Краснову, - "щеголяют, обманывая других, своей заимствованной привлекательностью и громкими словами". И поэтому Дудинцев срывает с них маски и тем самым учит читателя распознавать зло, бороться с ним .

Я думаю, что лысенковщина нанесла удар не только земледелию, животноводству, экономике страны, она внесла свой вклад в разрушение духовности. Отсутствие динамизма в экономике, насаждение жестокости, страха, привели наше общество к моральной деградации. Хозяевами жизни стали люди, которые сеяли вокруг себя семена лжи, невежества, потребительства, корысти. Те же, кто жил истинным делом, были или уничтожены, или изгнаны.

В.Дудинцев, обращаясь к критическим моментам нашей истории, заставляет читателя извлечь нравственные уроки, способствующие пробуждению гражданского достоинства каждого человека.

По-моему, для любимых героев автора характерно умение сохранить в себе высокую духовность независимо от ударов, которые наносит им судьба. Для Стригалева и Дежкина, для Цвяха и Лены Блажко жизнь складывается так, что страдание становится для них необходимым условием существования добра. Они выстрадали научное открытие нового морозоустойчивого сорта картофеля, оставаясь верными своим нравственным принципам, своему делу, научным убеждениям.Они утверждают добро дорогой ценой страдания: “Картошка! Гибрид! Пища!”

Я убеждена, Дудинцеву удалось доказать, что возможность сохранить незапятнанной совесть и чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам внешнего мира зависит только от самого человека:

Зло во имя добра!

Кто придумал нелепость такую?

Даже в страшные дни!

Даже в самой кровавой борьбе!-

Если зло поощрять,

то оно на земле торжествует-

Не во имя чего-то,

а просто само по себе.

Автор для раскрытия идейного замысла использует скрытые сравнения - метафоры, маленькие философские притчи или, как пишут критики, мифологемы. Мне кажется, что метафоры заставляют глубже проникать в роман и лучше разобраться в характерах героев, И все-таки, зачем нужна и как учиняется мифологема? По-моему, это мысленный эксперимент.

Я полагаю, что среди моделей-мифологем романа наиболее важны “песочные часы” как образ Бытия. В одном из философских диалогов, что ведутся между Свешниковым и Дежкиным, полковник спрашивает Федора Ивановича о песочных часах, и тот отвечает, что это и есть “графическое изображение нашего сознания - как оно относится к окружающему миру. Изображение условное, конечно. Верхний конус, который уходит в бесконечность, все время расширяется, - это Вселенная, мир, вмещающий все, за исключением моего индивидуального сознания. Или вашего... А нижний конус, который тоже уходит в бесконечность и у которого нет дна, это я”.

“Наша внутренняя свобода более защищена, чем внешняя. Здесь никто в спину не ударит. Мысли не звучат для чужого уха”. Это важное философское кредо Ф.Дежкина. Как тело в природе, как труженик на производстве, и ум в познании, и как гражданин в социуме, я весь - в верхнем конусе: среди общезначимых законов, понятий правил. А вот как душа, личность, дух, “я”, свобода воли, различение добра и зла, совесть - это все в нижнем конусе. И он - такая же бесконечность.

И ХХ век, чем более расширяет Вселенную внешнего конуса, тем более реактивно и ускользающе строит свою вселенную, конус нижний.

Ну а как же все-таки достать душу и понять “я” ? Та же модель песочных часов демонстрирует, что оба конуса сопряжены, и волнения в одном отражаются в другом, откликаются, но тут же переводятся в другие, свои формы и язык.

Существует понятие “мысль поступка”. Волны-импульсы из “я” возвратно отдаются в верхнем конусе, в объективном мире - в языке поступков. То есть когда всякий шаг, труд, дело, мысль там рассматриваются не внешне - вещно, но как личностное, ответственное волеизъявление... И мысль тоже поступок.

Мне кажется, роман Дудинцева и строится как роман мыслей -поступков и поступков- мыслей. То есть рассудочно высказанная мысль, мнение уже есть поступок, но ещё малый, ещё как бы потенциальный. А совершаемый поступок - это клубок мыслей, их узел, что и распутывается движением сюжета через поражаемые им новые коллизии и надобность в них новых поступков.

Поступок - излияние нижнего корпуса в верхний, в нем внутрений мир человека вступает во внешний и должен сочетаться с ним, потому может быть и опасен, деже смертельно. И тут чья возьмёт: нравственная сила из нижнего конуса, устойчивость на совесть или давление обстоятельств внешнего мира. Они могут быть и хорошие, благоприятствующие ценностям души, но и злые: здесь надо и выжить, и не предать духовную ценность, которая является устоем жизни,личности, души. И тут возникает проблема политики и тактики существования.

Это произведение про войну: в условиях чрезвычайного положения живут люди. Прежде всего сама Природа сопротивляется исправлению своих законов лженаукой, даёт ей отпор и подкрепляет своей истинной концепцией честных ученых. “Вся природа заодно с нами”, - говорит профессор генетики. Даже нормальное общежитие лишено простых, открытых, чистых, дневных форм гражданской жизни, и человек начинает жить искривленно.

Как наверху слово расходится с делом, так и внизу приходится делу расходится со словом: истинное дело, нужное народу, вершить под завесой обмана. Вот это и есть вранье как щит правды, вранье без кривды.

“Вранье без кривды” - это не максима, а тактика, временное прикрытие, все-таки когда-то человеку чести выходить на прямую схватку и жертву в абсолютном поступке: идти на свою плаху.

В конце - железная труба, никуда не денешься, ее не миновать, как ни юли. По-моему, в достойном человеке действует некий медленно раскручивающийся механизм, что наводит его на верный путь. Так у Гете: “Подлинный человек и в своем смутном стремлении осознает правильный путь...”

Это “смутное стремление” действует и в Ф.Дежкине, как некий отдаленный зов, голос, импульс, влечение, что наводит его на следующий шаг, прежде даже чем разобрался и понял, сформулировал себя.

Есть и внешний, материальный наводчик на путь - железная труба, как судьба, от которой не уклониться, и духовно-имматериальный путеводитель, что символизирует то в спутнике в белых одеждах, то как отдаленный голос и свет... Это как бы призыв стать самим собой, найти свое истинное “я”, выстроить личность и так совершить, смысл своей жизни в сподвижничестве свободы на путях судьбы. И, явив нам такое богатое и мощное устроение человека, действующих в нем сил самоопределения, его воинское снаряжение на битву жизни, писатель укрепляет наши души.

“Вы даете инструментарий добра”, - сказал автору один читатель. Да, целый арсенал оружий добра этот роман. А "белые одежды" души - доспехи в деле правом и бравом.

“Песочные часы” помогают распознать добро и зло. Троллейбус - совсем необычное прозвище Стригалева. Мне кажется, это прозвище полностью оправдывает себя. Троллейбус работает за счет энергии, которую получает извне.

Энергией для Стригалева является наука, приносящая людям пользу, ради этого он живет, в этом заключается главный смысл его жизни. "Это было прозвище мыслителя, человека, захваченного идеей."

В главных героях Дудинцева пробуждается "спящая почка": и в Стригалёве, и в Посошкове, и в Леночке Блажко... Но в Дежкине эта "спящая почка" начинает пробуждаться с первых страниц романа.

"В те же самые минуты, когда человек, сидящий на лавке обдумывал свои дела, спящая почка уже тронулась в рост, и он уже двигался к своей железной трубе, которая в этом городе ждала его, чтобы определить, кто он - ищущий истину отчаянный смельчак или трус, прячущий под себя свои жалкие пожитки."

Что такое железная труба? Ведь о ней часто говорят герои романа. "Цвях мне как-то говорил, что многих из нас ждет своя железная труба. Попадешь в нее - выхода только два: вперед или назад. Компромиссных решений нет. Не думаете вы, что нас обоих ждет такая труба? Общая - на двоих", - спрашивает Федор Дежкин у Лены Блажко.

"Железная труба" - это, может быть, самое главное испытание в жизни человека. Мне кажется, такая труба встретится в жизни любого из нас, и с ее помощью мы сделаем свой нравственный выбор.

Я думаю, Дудинцев удачно озаглавил свой роман "Белые одежды". Что же он хотел показать этим заглавием-символом? Белые одежды в романе - это не белые халаты ученых, совсем нет. Это свет чистых душ тех людей, которые не приспосабливаются к внешним обстоятельствам, всегда живут по законам правды.

Трусы и приспособленцы в погоне за благами жизни маскируют свое ничтожество "белыми одеждами" с чужого плеча. И поэтому они распознаваемы.

Анализ пути героев Дудинцева вооружает нас инструментами добра. Такими инструментами могут быть энергия ума, неспокойная совесть, умение принимать чужую боль и сострадать. Автор убеждает читателей: человек должен знать, что есть добро и зло, учит верить в торжество добра и бороться со злом. А по пути добра и правды должен пройти каждый из нас.

В заключение хочу сказать, что хотя в этом романе много трагического, Он не производит пессимистического впечатления. Хотя герои погибли, но добро победило зло, и правда восторжествовала.

Книга созвучна нашему времени, времени многих разоблачений, отрицательных эмоций. Конечно, автор хочет, чтобы добро и правда победили, но в реальном мире такое случается редко. И я все-таки рада, что писатель добился поставленной цели: он поразил зло, сорвал с него маски и показал читателю людей в сияющих одеждах, одержимых большим делом. Я верю в нравственную силу добра. Верю в то, что человечество сможет преодолеть зло и ненависть, в сердцах людей поселится милосердие, на Земле восторжествует справедливость.

Мне очень понравился этот роман. Я думаю, что его должен прочитать каждый. Эта книга заставит не только меня, но и любого другого читателя задуматься над смыслом жизни. По-моему, после знакомства с романом человек совсем по-другому посмотрит на окружающий мир. Он будет стремиться быть похожим на положительных героев романа, и когда на его пути встретится "железная труба", он, не сомневаясь, сделает свой нравственный выбор.

Мне кажется, чем больше будет таких книг, как роман "Белые одежды", тем лучше и добрее будут люди, потому что такие произведения навсегда остаются в нашей памяти.

Кроме всего прочего, роман открыл мне писателя с неизвестной стороны, и я рада, что прочла эту книгу, потому что именно такие произведения помогают нам выбрать нравственные ориентиры; решить для себя, на что должна опираться наша совесть; задуматься об ответственности за выбор собственного пути, ведущего к добру, справедливости, истине и свободе.

 

Список литературы.

    1. В.Дудинцев "Белые одежды", М., 1991.
    2. О.Завгородняя "Проблемы духовности героя", М., 1994.
    3. Л.Тыжневая "Путь к правде и добру", М., 1995.

Хостинг от uCoz