Общеобразовательная школа №99  Написать письмо  На главную страницу
 Дорога к знаниям...  Научные работы  Гостевая книга  Добро пожаловать в чат  Добро пожаловать на форум
 Дорога к знаниям...
 
 

 

 Новости сайта Учителя нашей школы / Математика и информатика / Маркер Н.Ю. / Внедрение ИКТ

Маркер Надежда Юрьевна
Учитель основ информатики и ВТ
МОУ средняя общеобразовательная школа №99 г.Омска
с углубленым изучением отдельных предметов
тел. 42-42-75

Внедрение компьютерных технологий в образовательный

процесс в рамках средней школы

Цель: внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс для активизации творческой деятельности учащихся.

Задачи:

  • Научить учителей компьютерным технологиям:
  • Использование компьютерных технологий учителями-предметниками на своих уроках;
  • организация тестового контроля учащихся;
  • внедрение информационных технологий в учебный процесс.
  • Расширение компьютерного парка школы
  • Ведение бухгалтерского и кадрового учета с помощью ЭВМ.

Спланировать работу по внедрению информационных технологий в школе можно по-разному. Это зависит в немалой мере от начального оснащения школы вычислительной техникой. Кроме того, следует учитывать средний возраст учителей, общий уровень подготовки учащихся данной школы и многое другое.

Ясно одно, учителя, так же как и ученики, люди разные и требуют индивидуального подхода. То, что хорошо для одного, может отпугнуть другого.

Исходя из этого, предлагаю выделить три этапа внедрения технологий.

Цель I этапа - заинтересовать учителей, помочь им выбрать понятное и интересное для них направление, подготовить детей, способных оказать учителям практическую помощь при работе на ЭВМ во время проведения проектов.

Цель II этапа – расширить представление каждого учителя о возможностях применения компьютерных технологий, улучшить практические навыки работы на ЭВМ каждого учителя, проведение разнообразных уроков, использующих компьютерные технологии, проведение собственных сетевых проектов.

Цель III этапа – расширение компьютерного парка, разработка и внедрение интегрированных курсов использующих информационные технологии, использование ЭВМ всеми учителями-предметниками, ведение делопроизводства с помощью ЭВМ.

Так же как и успешность дальнейшего обучения во многом зависит от того, что заложено в начальной школе, так и выполнение программы информатизации школы во многом зависит от 1 этапа.

I этап

Для решения задач I этапа существует несколько способов:

  • Заинтересовать учителя возможностью участвовать в сетевых олимпиадах, помочь ему привлечь к работе детей, помочь правильно организовать его работу и работу группы детей. Хороший результат дает создание разновозрастных групп. В такой группе, как правило, действует разделение труда. Младшие дети собирают материал, старшие оформляют его на компьютере, занимаются отправкой материала или помогают младшим осуществить поисковую работу в сети Интернет.
    В этом случае важно выбрать такой сетевой проект, который окажется учителю и детям по зубам и будет доведен организаторами до конца, т.е. будут обнародованы его результаты и как-то отмечены победители. Отрицательный опыт, полученный учителем на этом этапе, как правило, запоминается надолго и может легко оттолкнуть. Положительный же, наоборот является большим стимулом. Проблема в том, что заранее не всегда можно этот опыт спрогнозировать. Проекты в сети Интернет заявляют разные люди, далеко не всегда они последовательны и доброжелательны к участникам. Участников таких горе -проектов необходимо поощрять в рамках своей школы.
  • Заинтересовать детей участием в сетевых конкурсах и олимпиадах. Даже, если ни одного учителя не заинтересует проект, объявленный в сети, но он заинтересует учащихся, такой проект нужно поддерживать. В этом случае направляющая роль ложится на плечи сетевого координатора. И в его праве направить детей к какому-то учителю за помощью. Как правило, кончается это тем, что учитель невольно вовлекается в сетевую работу, и в следующем проекте участвует добровольно и с удовольствием.
  • Обучение учителей работе на компьютере. Надо заметить, что для участия в сетевых проектах это совсем не обязательно. С другой стороны не каждый предметник понимает, зачем ему учиться работать на компьютере, считает это либо блажью, либо сложным для себя делом. Но, приняв участие в каком-либо проекте, начинает понимать, каких именно знаний ему не хватает. Но есть большая группа учителей не видящая смысл в сетевой работе, зато отлично понимающая, что на ЭВМ можно, например, карточки к урокам печатать и хочет этому научиться. И замечательно! Пусть научатся сначала этому. Работая в компьютерном классе, они волей-неволей увидят и то, чем заняты другие учителя и как показывает опыт, на одном текстовом редакторе не остановятся. В прошлом году несколько учителей нашей школы, например, создали сами свои Wed-странички. Одна из них, учитель физики Надежда Николаевна Романова сегодня выступит перед вами.
  • Проведение в компьютерном классе интегрированных уроков. Открытые уроки приходится время от времени давать каждому учителю в каждой школе. Естественно хочется сделать урок необычным и полезным. И вот здесь можно предложить предметнику объединить усилия. Можно сначала пояснить, какие программные средства есть в кабинете информатики или что можно продемонстрировать с помощью стандартного программного обеспечения. А предметник уже сам предложит вам тему урока. Можно пойти другим путем, выяснить, какие темы сейчас проходят его ученики, какие возникают проблемы в объяснении материала, а потом предложить какой-то способ разрешения этих проблем с помощью компьютерной техники.
  • Проведение оценки знаний по предмету с помощью тестирования на компьютере. Тема очень актуальна, т.к. при поступлении в Вузы ребятам все чаще и чаще приходится сталкиваться с тестами. Эта работа может начинаться по-разному. Каждый учитель – предметник, как правило, тестами уже давно пользуется, только тесты эти раздает на бумажных носителях. В Вузах же применяют все чаще компьютерное тестирование, которое требует от учащихся дополнительных навыков, совсем с предметом тестирования не связанных. Знающий русский язык учащийся, может получить плохую оценку за тест только потому, что пару раз нажал не на ту клавишу. К сожалению не каждый учитель-предметник это понимает. Существует немало написанных кем-то готовых тестов (например, Телетестинг), за такой тест нужно посадить самого учителя. Как правило, результат этого первого для учителя тестирования бывает неутешительным. Плохой результат может не только озадачить учителя, но и испугать. Поэтому тут же необходимо пояснить ему на какие компьютерные грабли он наступил, и что на те же грабли наступит ребенок при поступлении и что ребенка к таким тестам нужно готовить. И одного урока информатики тут явно не достаточно.
    Далее есть три пути:  

    а) совместно с учителем –предметником проводить регулярное тестирование по готовым программам, если таковые учителя устраивают;
    б) предложить учителю переложить имеющиеся у него тесты для итогового или промежуточного тестирования на язык нулей и единиц, то бишь запрограммировать (сделать это легко могут учащиеся старших классов, да и много разных есть программ-болванок для создания компьютерных тестов, особенно, если в тестах не нужна иллюстрация);
    в) наконец, учитель может разработать новые тесты по любой
    интересующей его теме, предложить свою оригинальную форму тестирования. Такой тест сложнее запрограммировать, но его и на НОУ будет показать не стыдно.
  • Освещение деятельности учителей в средствах массовой информации. Здесь конечно, речь пойдет об Интернет-изданиях. Опубликовать свою работу в печати не так-то просто. Иногда годы проходят. Написав статью, например, в телеконференцию, получаешь отклик незамедлительно. И прочтут, и поправят, и свои наработки вышлют. Пользуйся! Особенно интересен в этом смысле, @вгустовский педсовет, который проводился в нашей стране уже дважды. Здесь с любым метром можно быть на короткой ноге. Узнаешь, чем живет образование страны, чего ждать в перспективе, какие новые учебники и учебные пособия появились, какие программы лучше использовать. Короче, много полезной для нас учителей информации. В первом таком педсовете приняло участие большинство учителей нашей школы, во втором много меньше, так как был сильно ограничен доступ в Интернет.
    Еще один способ увековечить свои труды:
    размещение их на образовательном сервере. Такой сервер у нас в Омске существует уже более двух лет. Конечно, далеко не каждый учитель может самостоятельно подготовить свой материал для размещения в сети, на первом этапе ему нужно помочь. У нас в прошлом году такую помощь учителям оказали учащиеся 8а класса (этот класс изучает информатику с 5-го класса и на уроках технологии обучался технике создания Web-страниц). Ребята создали школьный сайт, на котором разместили разработки учителей нашей школы. Этот сайт предполагается и дальше наполнять материалами.
  • Подготовка учащихся, способных оказать учителям посильную помощь при создании ресурсов и проектной работе. Надеюсь, вы заметили как много сил душевных и физических должен вложить учитель информатики или сетевой координатор на первом этапе. Его ждет просто титаническая и самоотверженная работа. Но он должен подготовить на этом этапе не только как можно больше единомышленников, но и как можно больше помощников, которые способны будут взять часть его работы на свои плечи, ибо объемы работ на втором этапе резко возрастут. И это должны быть дети, ибо им участвовать в проектах и ради их совершенствования вся эта каша и заваривалась.
  • организация поисковой работы в сети Интернет при написании рефератов, выполнении творческих заданий.

Наконец, самое важное, на протяжении всех этапов, необходимо постоянное озвучивание на педагогических советах результатов проделанной работы. Хорошо, если администрация с вами заодно: понимает, учится, участвует. Если нет, не судите ее слишком строго. У нее других дел по горло, просто потихоньку приучайте ее к мысли, что без применения в учебном процессе компьютера дальнейшая работа в школе невозможна. Ведь это истинная, правда. И любой директор или завуч рано или поздно это поймет и станет вашим союзником. Лучше бы, конечно, раньше, ведь расширение компьютерного парка уже на втором этапе не помешает. Но не надо ждать милостей от природы. И тем более раскисать, если машин не хватает. В нашем деле надо все время продвигаться вперед и искать альтернативные пути решения любой проблемы.

 

II этап

Второй этап – это, по сути, закрепление достижений I этапа, поэтому перечисленные в первом этапе направления продолжают работать.
Если вам удалось улучшить компьютерный парк, замечательно, можно уже особо продвинутым учителям-предметникам проводить некоторые свои уроки в кабинете информатики. Если не удалось, все равно можно иногда поменяться с предметником кабинетами. Учитель должен почувствовать прелесть такого урока и возможности. Он же будет и союзником в деле расширения компьютерного парка.

Большинство учителей на данном этапе уже способно получить ликбез по основам компьютерных технологий. На таких занятиях надо заполнить пробелы в их знаниях, дать возможность попробовать себя в новом направлении. Например, с помощью ваших продвинутых детей создать образовательный ресурс по своему предмету или заявить и провести собственный сетевой проект федерального уровня. Работа на этом этапе потребует от учителей большей самоотдачи и позволит им лучше освоить практические навыки работы на компьютере, вообще понять, зачем им этот компьютер нужен. На этом этапе обязательно нужно научить работать на компьютере администрацию школы. Директор и завучи должны четко представлять, какие задачи в плане информатизации стоят перед современной школой, и пытаться претворять их в жизнь. Иначе третьего этапа может и не быть

III этап

Полная компьютеризация школы. Все всё поняли, многое знают и умеют. Горят желанием применить свои знания и умения. На этом этапе все упирается в наличие нескольких компьютерных классов. Эпизодические уроки уже пройденный этап, нужны предметные курсы, основанные на применении компьютерных технологий.

Сейчас в городе есть, по крайней мере, два десятка школ, перешедших от первого этапа по внедрению компьютерных технологий ко второму. Будет ли в этих школах начат третий этап, зависит уже не только от нас.

Ожидаемый эффект от внедрения компьютерных технологий:

  • повышение мотивации обучения;
  • формирование у учащихся информационной картины мира;
  • понимание взаимосвязи между изучаемыми в школе дисциплинами;
  • повышение успеваемости;
  • сплочение коллективов классов;
  • правильный выбор профессии учащимися
  • выработка умения правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями
  • умение доводить любое дело до конца, т.е. выработка трудолюбия;
  • развитие самостоятельности и умение принимать неординарные решения.

 

 

Результаты:

  • благодаря внедрению интернет-технологнй возросла мотивация к обучению как информатике, так и других школьных предметов (иностранного и русского языков, истории, литературы, химии, физики, математики и др.
  • реальная практическая работа в сетевых проектах сплотила коллективы классов, участвовавших в этих проектах, позволила выявить скрытые таланты учащихся (даже слабые учащиеся смогли почувствовать свою значимость в общем деле);
  • участники проектов овладели разнообразными навыками работы ЭВМ, научились применять их в учебном процессе. Например, все рефераты, работы на НОУ теперь печатаются самими детьми. Дети и учителя используют компьютер для поисковой работы по предмету.
  • дети и учителя “заболели” Интернетом, их не надо тянуть за уши, они сами предлагают свои услуги для участия в различных проектах, развилось умение работать самостоятельно, они перестали ждать команды свыше;
  • в результате работы с тестами повысилось качество знаний учащихся;
  • тестирование по профориентации, которое предполагает знакомство учащихся с профессиями, а также реальная работа в проектах по химии, физике, литературе, географии и т.д. способствовала правильному выбору профессии учащимися;
  • учащимися школы созданы следующие сетевые ресурсы, размещенные в сети Интернет:

а) http://school-sector.relarn.ru/1day/omsk_sch99/

- сайт по результатам работы учащихся 11х классов в проекте; объявленным некоммерческой организацией РЕЛАРН “Один день из жнзни подростка на пороге XXI века”, в нем представлены 22 творческие работы учащихся по проблемам 20 века, сайт отмечен организацией РЕЛАРН среди 8 лучших, размещен на сервере организаторов проекта, учащиеся получили ценные призы, на окружном НОУ в 2001 году занял 2 место;

б) http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/memory/n.htm- страничка памяти Елены Канцуровой, замечательной актрисы и поэтессы, погибшей в августе 2000г. Сайт выполнен по просьбе коллег и друзей Лены при содействии ее матери и учителя русского языка и литературы Игнатьевой Людмилы Николаевны, впервые показан на спектакле, данном театром им. Любови Ермолаевой в декабре 2000года;

в) http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/anketa/index.htm- сайт по результатам работы учащихся 9-10х , 5а классов над проектом “Уходящий век в семейном альбоме”, объявленном в октябре 2000г в издании “Педсовет по средам”. (учитель Игнатьева Л.Н.)

Каждый ребенок принес в школу фотографии из семейного альбома, которая, по их мнению, была связана с историей века уходящего. Интересно, что в начале работы над проектом многие из них не находили в историях своих семей ничего интересного, многие очень мало знали жизни своих родителей или бабушек и дедушек, а потом приносили интересные и уникальные снимки и писали захватывающие рассказы. Кроме морального удовлетворения, дети получили еще и материальное: сайт участвовал в акции “Уникальный Омск”, проводимой в феврале 2001 года, учащиеся отмечены ценными призами;

г)http://www.omsk.edu.ru/~sch099/maslen/index.htm - сайт по результатам работы над собственным сетевым проектом “Прощай; Зимушка-зима, здравствуй, Масленица!, предложенным учителем русского языка и литературы Достоваловой Натальей Валерьевной. В проекте приняли участие 15 Омских школ, школы Перми, Петрозаводска, Челябинска” Калуги. В создании сайта участвовали учащиеся 8а класса. В сайт вошли ответы на вопросы анкеты, предложенной нами, как организаторами проекта для активизации творческой деятельности учащихся и материалы, присланные участниками проекта. Это и книга кулинарных рецептов "БЛИНЫ", и сборник игр и развлечений на Масленицу, и рассказы о праздновании Масленицы и красочные отчеты о проведенных в школах в этом году праздниках. Сайт украшен фотографиями и рисунками учащихся, получил высокую оценку участников проекта и организации РЕЛАРН

д) http://www.omsk.edu.ru/~sch099/s99/s99.htm- школьный сайт, создан учащимися 8а класса и учителями-предметниками, изучающими интернет-технологии. Является итоговой работой в пробном курсе “Основы информационных технологий, курс НТМL (8класс)”, одобренным координационным советом при городском управлении образования г.Омска, проводимым в рамках уроков технологии в классе с углубленным изучением математики. При изучении курса учащиеся легко овладели не только языком создания Wеb-ресурсов, но и навыками работы в различных приложениях Windows, показывая при этом много лучшие результаты, чем при традиционном изучении компьютерных технологий. На школьном сайте размещены личные странички учащихся и раздел “Учительская”, который содержит разработки уроков и внеклассных мероприятий учителей нашей школы. Среди детских работ есть образовательные страницы, созданные учащимися 11х классов в этом учебном году. Это “Омск”, “Планета чудес и загадок”, “В мире генетики”,

  • команда 10 класса в апреле 2001 г заняла 2 место в Воронежской викторине по химии (учитель Горбачева Т.М.)
  • команда 10 класса в мае 2001г заняла первое место в интеллектуальной игре “Скандинавские страны”, проводимой по сети интернет Новосибирским интеллект-клубом;
  • более 50 учащихся школы приняли участие в акции “Уникальных Омск”, отмечены благодарственными письмами и призами (учителя Мильденбергер Анна Павловна, Джусь Вера Николаевна, Игнатьева Людмила Николаевна);
  • учащиеся 7, 8,9,10 классов проняли участие в “Открытой дистанционной олимпиаде –2001” ".(г.Зеленогорск, Красноярский край)
    заняли места:
    Кондратьев Лев (8 класс)- 1 место по математике(учитель Волокитина Галина
    Александровна, диплом по физике (учитель Романова Надежда Николаевна),
    Руденко Леонид (9 класс) - 3 место по физике(учитель Шляпина Людмила
    Юрьевна)
    Маслов Юрий (7класс) - диплом по математике(учитель Горева Надежда
    Николаевна)
  • Команда 9 класса во главе с учителем русского языка и литературы Достоваловой Натальи Валерьевны принимает участие в проекте "Градостроители"(История моего города), создается сайт об Омске, ( то что уже сделало размещено на “Школьном сервере” http://www.omsk.edu.ru/schools/sch099/omsk/index.html);
  • Заявили участие и отправили первые задания в проект "Апельсиновый заяц", группа учащихся 7х классов, (учитель английского языка Фабишевская Тамара Семеновна);
  • В ДООГ 2002 принимают участие две команды: экологический отряд "Подснежник", 6 класс,
    учитель географии Кожухарь Татьяна Васильевна; группа учащихся 9х классов,
    учитель географии(завуч) Евпак Зоя Алексеевна;
  • В Ярославской дистанционной международной олимпиаде по литературе приняли участие три команды учащихся 9-11классов, (учителя русского языка и литературы Кузнецова Галина Михайловна, Крюкова Марина Анатольевна, Миронова Галина Михайловна, Игнатьева Людмила Николаевна). Команда 11 класса “Серебряный век” (учитель Игнатьева Л.Н.) заняла второе место, команда “Реплика” (учитель Миронова Г.М.) – получила поощрительный приз.
  • Команда 9 класса принимала участие в Ярославской дистанционная олимпиада по истории отечественной культуры (учитель Достовалова Наталья Валерьевна).
  • Две команды приняли участие в турнире по биологии (учителя биологии Логинова Людмила Геннадьевна, Федянина Альфия Хасановна).
  • Команда 10 класса приняла участие в дистанционной игре по химии “О, счастливчик!” (учитель Горбачева Тамара Михайловна).
  • Регулярно проводятся занятия с учителями школы. 7 учителей в прошлом году получили удостоверения об окончании курсов “Использование информационных технологий в образовательном процессе”. Прошла курсы обучения работе на компьютере и директор, она самостоятельно сделала презентацию своего МО учителей литературы.
  • С учащимися 11 класса и учителями физики Шляпиной Людмилой Юрьевной и
    химии Горбачевой Тамарой Михайловной ведутся работы по созданию образовательных ресурсов.
  • Особо хочется отметить регулярно проводимый в школе тестовый контроль знаний с использованием ЭВМ.

  1. Тесты по выбору профессии. Написаны по инициативе психолога Веригиной Ирины Станиславовны учащимися 10-го класса и впервые опробованы в 1998г. С тех пор ежегодно каждый ученик 9, 11 класса проходит тестирование на ЭВМ, которое позволяет выявить его реальные наклонности. После этого ребенку даются конкретные рекомендации и подбирается учебное заведение, в которое он может реально поступить (частично это делается с помощью поисковых систем Интернет)
  2. Учитывая тот факт, что на вступительных экзаменах в Вузы последнее время всё чаще используют тесты, в школе ведется планомерная подготовка учащихся к этой форме экзаменов. Особо хочется отметить работу в этом направлении учителей

а) русского языка и литературы Игнатьевой Людмилы Николаевны и

в) физики Романовой Надежды Николаевны.



 
 
 
 Дизайн сайта - DenCrazy ART
 
Хостинг от uCoz