Общеобразовательная школа №99  Написать письмо  На главную страницу
 Дорога к знаниям...  Научные работы  Гостевая книга  Добро пожаловать в чат  Добро пожаловать на форум
 Дорога к знаниям...
 
 

 

 Новости сайта Учителя нашей школы / Математика и информатика / Маркер Н.Ю. / Практические советы

Н. Ю. Маркер
Моу «Средняя общеобразовательная школа №99
с углубленным изучением отдельных предметов»

Практические советы выпускникам программы INTEL Обучение для будущего по применению метода проектов в школе

Поток знаний, который обрушивался на слушателей в течение недели, утечет в неизвестном направлении, если, придя в школу, вы не начнете применять полученные знания на практике. К сожалению, многие слушатели считают, что всё, чему их учили на курсах, придя в школу, они использовать на практике не смогут.

Причины называют разные:

  • недостаточное количество компьютеров в школе;
  • ограниченный доступ в компьютерный класс;
  • невозможность работать в кабинете информатики без учителя информатики;
  • недостатки существующих учебных программ, в рамки которых метод проектов не вписывается;
  • и многие другие.

Перечисленные выше проблемы актуальны и для тех учителей, которые пытаются внедрить новую для них методику в учебный проект. В Омске уже накоплен некоторый опыт по проведению сетевых проектов. В данной работе я постараюсь обобщить его.

Во-первых, разберемся, что такое «учебный проект».

Определение учебного проекта есть в пособии. Но, изучая материалы форума «Что такое учебный проект?» пришла к выводу, что далеко не все слушатели понимают, что это такое. В лучшем случае слушатели считают, что

  • Учебный проект - форма работы, которая ориентирована на изучения законченного учебного раздела.
  • Учебный проект - это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, обговариваются методы работы. Он включает в себя поисковую и творческую работу. Главное - достичь результата.
  • В учебном проекте учитель и ученик находятся в постоянном сотрудничестве.
  • Творческое осуществление проекта требует работы не только в рамках классно-урочной деятельности.
  • Учебные проекты должны быть не только как средство обучения учащихся -т.е. развития их умений и навыков, но в первую очередь должны быть общественно значимыми.
  • Учебные проекты дают возможность увеличить объем познавательной информации и оказывать помощь в обучении.

Таким образом, каждый нашел для себя в определении что-то понятное ему самому или то, что совсем не вписывается в его представление об обучении (нелепые высказывания не привожу).

Что кажется важным в понимании учебного проекта мне?

  • В результате выполнения проекта мы должны получить реальный продукт.
  • Этот продукт не обязательно должен быть создан на компьютере.
  • Проект должен быть привязан к учебной теме.
  • Проект должен проходить в тоже время, когда дети проходят соответствующую ему учебную тему.
  • Проект предполагает поисковую, самостоятельную деятельность школьников.
  • Проект должен быть досконально продуман учителем.
  • Проекты бывают «внутренними» и «внешними».

Выясним, чем «внутренние проекты» отличаются от «внешних проектов».

Внутренний проект проводится в рамках одной школы или даже одного класса. Для успешного проведения такого учебного проекта организационные моменты очень важны. Самостоятельную работу учащихся на уроке нужно тщательно продумывать. Чтобы лучше проиллюстрировать эту мысль, я предложу вам выдержку из работы, которую мы готовили с Людмилой Ивановной Ольховской для мастер-класса в Пушкине в сентябре 2003 года.

Предварительная подготовка учителя:

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать ключевые понятия темы.
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа
  4. Представить возможные итоговые работы.
  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
  6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Урок №1 (вводный)

  1. На уроке сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
  2. Вопросы заносятся на доску.
  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы
    Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
    Если реальная модель, как она может быть представлена ( рисунок, описание модели).
  9. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, "набросать" перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Урок №2 и следующие…

  1. Ко второму уроку должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
  2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

Последние уроки (итоговые)

  1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
  2. Оглашается последовательность выступлений групп.
  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Если есть возможность, то надо представить свои работы на родительском собрании, пригласить младшие классы, пригласить учителей.

Хорошо, когда сами оценивают свою работу. Таким образом, оценка и получается менее субъективной. Но ведь и большинство иногда ошибается. Дети далеко не всегда умеют правильно оценить не только свою работу, но и работу товарищей. Их этому сначала научить надо, только потом становится легко оценивать с их помощью их же работы. На этом этапе очень важно выработать совместно с детьми критерии оценки их работ.

Еще одна трудность проектов - это непредсказуемость результатов. Все время нужно направлять детей в генеральное русло, но делать это так, чтобы они не чувствовали давления учителя.

Еще труднее организовать работу в группе. Что делать, если у вас появился Явный лидер, который на порядок опережает всех остальных или Лоботряс, который не хочет делать ничего вообще?

Возможные решения:

«Явный лидер»

  1. Переключить его на помощь более слабой группе
  2. Загрузить его углубленной работой, исследованиями.
  3. Делегировать ему отдельные функции учителя

«Лоботряс»

  1. Выяснить причины ничего неделания. Предложить выбрать свою тему.
  2. Направить в группу с хорошей организацией труда

Разумеется, вы можете провести свой проект иначе. Ведь после окончания курсов вы полны идей.

С чего лучше начать?

Например, с внедрения разработанного на курсах пакета. Конечно, план использования УМП вами уже написан, но подходит ли этот план для работы с реальными детьми можно проверить только на практике. Скорее всего, по окончании проекта вы составите совершенно другой план работы, в котором будут учтены те проблемы и трудности, которые касаются конкретно вашей школы.

А что делать, если ваш УМП вам сейчас не ко времени. Тема учениками пройдена ранее, либо у вас сейчас вообще нет учеников, на которых был рассчитан этот проект. Попробуйте доработкой проект во внеурочное время, например на факультативах и проведите позднее, когда он будет вписываться в учебный план.

И помните, что проектная деятельность это не разовое мероприятие, а стиль работы. Заканчивая один проект, начинайте думать о другом.

Не обязательно придумывать каждый проект самому, можно поучаствовать в чужом. Ниже приведена краткая характеристика и адреса некоторых блуждающих в сети проектов. Но начнем с классификации.

Классификация проектов

Проекты могут

  1. быть длительными по времени или краткосрочными;
  2. иметь жесткий график выполнения этапов, иметь гибкий график или не иметь графика вовсе, но тогда трудно оценить их протяженность;
  3. иметь жесткие правила оформления результатов, нарушение которых карается баллами, гибкую форму оформления или вовсе не иметь правил;
  4. быть очень напряженными по срокам и объемными по количеству информации (такие проекты требуют больше отдачи, отнимают много внеучебного времени и не считаются с выходными и праздниками);
  5. иметь четкий план проведения или быть черным ящиком
  6. такие, оценка результатов которых, делается организаторами или такие, где почти все этапы оценивают сами участники;
  7. не иметь физически ощутимого финала, вам могут даже спасибо не сказать, а могут прислать кучу призов, грамот и благодарностей;
  8. быть бесплатными, иметь командный или даже индивидуальный вступительный взнос;
  9. быть рассчитаны на детей со средними способностями, а могут даже сильных учеников поставить в тупик;
  10. потребовать от вас и от детей знания множества программных продуктов, а могут ограничиться знанием простейшего текстового редактора и электронной почты;
  11. быть рассчитаны на командную или индивидуальную работу детей.

Какой проект нужен вам - вам и выбирать. Всё зависит от того, какие цели и задачи вы ставите перед собой. Хотите сплотить коллектив, выбирайте длительный проект, хотите получить быстрый результат - жесткий по срокам краткосрочный. Хотите повысить интеллектуальный уровень детей - сложный, повысить мотивацию к обучению у середнячков - доступный для них, и т.д.

Выбирая проект, помните,

  1. что делать его вы будете вместе с детьми. Поэтому в первую очередь вам стоит прикинуть, сможете ли вы связать его с учебным процессом. Возможно, вам придется для этого слегка подкорректировать учебный план.
  2. Что важно оценить трудоемкость проекта, т.е. сколько учебных и внеучебных часов понадобиться детям, для успешного его завершения.
  3. Что организаторы проектов бывают сами очень неорганизованными, и вам надо заранее подумать о том, как вы будете поощрять детей по результатам проекта или даже отдельных его частей. У детей должен быть стимул к работе.
  4. что даже «повисшие» проекты для ваших детей должны закончится успешно и быть готовыми самим доработать чужой проект в рамках своей школы.
  5. Что проекты бывают не только дистанционными, но и внутренними -школьными и могут быть для детей даже интереснее внешних, если хорошо вами продуманы.
  6. Что, полезно даже просто просматривать чужие проекты, их идеи помогут вам реализовывать ваши собственные проекты.

Для более успешного выбора, предлагаю вам краткую

характеристику некоторых реальных проектов

  1. Воронежские викторины (география, биология и экология, история, русский язык и литература, химия, английский язык) и турниры (математика, физика, информатика, музыка, мировая художественная культура).
    Длительность - около двух месяцев.
    Командная работа. Организационный взнос 30 - 50 рублей с команды.
    Для участия достаточно наличия электронной почты.
    Четкое соблюдение сроков. Команды сортируются и разбиваются на небольшие группы (10-12 команд в группе) в зависимости от возраста участников. Соревнование происходит среди команд группы, присваивается 3 призовых места в каждой группе. Команде, занявшей призовое место, высылается грамота (обязательно указание в грамоте фамилии руководителя команды, учителя информатике или координатора и директора школы).
    Соревнования проходит в несколько этапов:
    • а) Подготовка приветствия (Word, PowerPoint, блокнот);
    • б) Оценивание приветствий команд-соперниц по предложенной схеме;
    • в) Ответы на вопросы викторины, которые оценивают организаторы;
    • г) Подготовка 1-2 (от каждой команды) вопросов или задач по предложенной тематике (с ответами);
    • д) Ответы на вопросы, присланные командами;
    • е) Оценка ответов команд только на свои 3 вопроса;
    • ж) Творческое задание обучающего характера.
  2. Ярославские олимпиады.
    Проводятся бесплатно.
    Для участия достаточно наличия электронной почты.
    Четкое соблюдение сроков.
    Длительность от трех дней до двух недель.
    Возможно командное и индивидуальное участие.
    Проводятся по каждому предмету раз в год, иногда в два - три тура.
    По биологии раз в четверть.
    Количество команд участниц иногда более двух сотен.
    Командам рассылается тест с вопросами по определенной тематике.
    Вопросы интересны и, как правило, достаточно сложны. Поиск информации в сети Интернет при ответе на вопросы дает хорошие результаты.
    Победители (1-3 + поощрительные места ) получают грамоты.
  3. Дистанционные обучающие олимпиады по географии, информатике, биологии (ДООГ, ДООИ, ДООБ).
    Проводятся бесплатно. Длительность - два-три месяца.
    Для участия достаточно наличия электронной почты, но не плохо бы иметь выход в Интернет.
    Предполагается командная работа. Баллы команде могут принести как учащиеся, так и учитель. Параллельно с заданиями для ребят проходит обмен опытом между учителями.
    Проект проходит в несколько этапов:
    • приветствие (только текст), объем приветствия ограничен, строго оговаривается формат нескольких первых строк каждого письма, но приветствуется размещение в сети Интернет сайта команды;
    • обучающий тур (отчет);
    • конкурсный тур, результаты которого оценивают сами участники, каждой команде предлагается оценить ответы трех команд (номера команд не афишируются, просто указываются имена файлов, которые нужно скачать с сайта проекта);
    • задание обучающего характера (отчет);
    • оригинальные творческие задания;
    • обмен дид. и метод. материалами по предложенной тематике между учителями; обсуждение присланных материалов.

    Срока прохождения этапов проекта объявляются заранее, но могут быть изменены, если того требуют обстоятельства. Как правила по результатам проведения проекта как-то поощряются все команды выполнившие задания всех этапов. Всем участникам высылается диск с материалами, присланными учителями при обмене опытом. По результатам ДООИ учитель может при желании получить документ о повышении квалификации, зарегистрировать свои материалы в ОФАП, получить денежное вознаграждение.
  4. E -олимпиады по математике, физике, астрономии и географии, проводимые Зеленогорском.
    Проводятся бесплатно.
    Для участия достаточно наличия электронной почты.
    Четкое соблюдение сроков.
    Длительность около двух недель.
    Возможно как индивидуальное, так и командное участие.
    Участникам высылаются задания олимпиадного характера, которые так же можно скачать с сайта проекта.
    Участникам и командам победителям высылаются грамоты.
  5. Дистанционные курсы обучения чему-либо для учащихся
    • Омский университет - курсы НТМL и JavaScript,; проводились бесплатно, раз в неделю дети получали теоретический материал и задания для самостоятельного выполнения, оценку выполненных работ, ответы на вопросы. Теоретический материал будет полезен при создании Web-страниц, его можно найти на Омском образовательном сервере www.omsk.edu.ru.;
    • Барнаульский университет (Тевс Д.П.) - обучающие семинары (например, по криптографии), проводятся бесплатно. Участником ежемесячно в течении всего учебного года высылается теоретический материал и задания по теме, оценка решения задач и примеры правильного решения на одном из языков программирования.
    • Роботлантский университет (участие платное, учитель получает материалы по ЭП, осваивает их с детьми, посылает выполненные задания, по окончании получает диплом о прохождении курсов повышения квалификации)
  6. Проекты, проводимые кампанией "Кирилл и Мефодий"
    • "Мудрая сова" - конкурс сайтов школьных библиотек;
      Для создания сайта библиотеки может быть привлечено большое количество учащихся и учителей. В рамках наполнения сайта материалами проведено множество внутришкольных проектов. Так как ничто не объединяет нас так, как школьная библиотека.
      Сайты - призеры получают СD-диски.
    • "Заявка на успех" - конкурс ресурсов по объявленной ранее тематике.
      Это может быть рассказ о успешной личности или образовательный ресурс. Проходит раз в год. Тематика объявляется заранее. Как правило, в конкурсе несколько категорий. Победители получают в качестве призов компьютеры и программное обеспечение.
  7. Международная дистанционная олимпиада по математике "Третье тысячелетие" (аналог Соросовских олимпиад, орг. Федотов Валерий Павлович, Санкт-Петербург)
    Участие бесплатное. Личное. Победителям посылаются дипломы.
    Задания олимпиады высылаются кураторам на местах (может быть любой заявивший желание быть куратором учитель) примерно за две недели до официального дня олимпиады. Работы учащихся могут высылаться как по электронной почте, так и обычной почтой. День проведения олимпиады в конкретной школе может быть изменен в пределах недели. Задания различны для разных возрастных групп. Результаты размещаются на сайте олимпиады и рассылаются по электронной почте.
  8. Проекты, заявленные отдельными школами в Педсовете по средам:
    • "Страна математика" - для учащихся начальной школы;
    • Географические дали в русской поэзии;
    • Первая дистанционная обучающая олимпиада "Оригами и геометрия";
    • Ежегодный конкурс литературно-поэтического перевода по английскому языку "Poetic Fantasy - 2" (с прошлого года введен орг. взнос, победителям высылаются призы).

    Такие проекты организуют школы по своему усмотрению. Результатом проекта может быть грамота или диплом участнику, создание сайта проекта. Участие в таком проекте полезно начинающим, т.к. позволяет увидеть сильные и слабые стороны проектной работы и поможет в последствии создавать удачные собственные проекты и внутришкольные и сетевые.
  9. Хочется отметить проекты, регулярно проводимые некоторыми авторами, например, такими как Яковлева Екатерина Александровна
    • "Скованные одной цепью, связанные одной цепью" - о фразеологизмах;
    • «Вслед за героями книг».

    Проекты содержат несколько этапов, сроки окончания каждого этапа заранее оговорены, но не носят жесткого характера. Задания творческие. Проект, как правило, легко вписать в учебный план. Призовые места поощряются ценными призами, участие бесплатное. Для участия достаточно наличия электронной почты.
  10. Дистанционные эвристические олимпиады Российской академии образования Института общего среднего образования (Центр дистанционного образования "Эйдос")
    Участие платное. Плата взимается за каждого участника. Возможно как индивидуальное участие (250рублей+20%НДС), так и командное (10 человек и более за каждого -80 рублей+20%НДС, при оплате до определенного срока - скидка 60рублей+20%НДС за каждого участника). Задания подбираются с учетом возраста участников, но возможен и разновозрастный состав команды.
    Призерам в каждой возрастной группе высылаются грамоты и призы.
    • Лауреатам в отдельных номинациях - грамоты.
    • Командам-победителям - дипломы РАО.
    • Локальным координаторам, зарегистрировавшим 30 и более участников - материальное вознаграждение.

    Олимпиада проводится на местах в отведенное время, выполненные задания пересылаются локальным координатором в Оргкомитет по электронной почте.
    Задания эвристической олимпиады являются открытыми, то есть не предполагают заранее известных ответов. Их выполнение ориентирует участника на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации.
    Олимпиадные задания учитывают возрастные особенности и опираются на общеобразовательную подготовку участников. Особенностью эвристических заданий является то, что выполнить их может каждый, но на своём уровне.

Адреса сайтов и электронной почты некоторых проектов

адрес суть
http://edu.zelenogorsk.ru/eolimp eolimp@cobr.kts.ru Зеленогорские олимпиады По математике, физике, географии и информатике
http://www.fio.ru Поколение РУ Федерация Интернет образования
http://ps.ioso.ru/grad Проект «Градостроители»
http://www.omsk.edu.ru Омский образовательный сервер
адрес суть
zlm@edu.yar.ru Ярославские олимпиады. Биология
mark@edu.yar.ru Ярославские олимпиады.История культуры
http://www.childfest.ru eduvanova@yndex.ru Российский (Красноярский) детский фестиваль «Умник»
http://vkids.ru Онлайн игры для детей Онлайн игры для детей (соображалки и развивалки)
http://school-sector.relarn.ru Школьный сектор Relarn
eidos@front.ru http://www.eidos.ru/olymp/works.htm Центр дистанционного образования "Эйдос", 2002-2003 (можно узнать, как приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад)
http://www.osp.ru/school/ Издательство «Открытые системы» . Компьютер в школе
http://edu.km.ru Образовательные проекты КМ
ktv@vspu.ac.ru http://www.vspu.ac.ru/de Воронежский гос. Пед. университет. Телекоммуникационные олимпиады
http://schools.keldysh.ru/sch1275/fran sch1275@mtu-net.ru Проект «Французские каникулы»
http://center.fio.ru Дистанционные курсы ФИО
http://schools.techno.ru/doog
http://schoolsweb.relarn.ru/doog/
doog@mail.ru
ДООГ2003, дистанционная обучающая олимпиада по географии
http://attend.to/dooi
dooi@mail.ru
ДООИ2003, дистанционная обучающая олимпиада по информатике
doob@mail.ru ДООБ2003, дистанционная обучающая олимпиада по биологии
http://school-sector.relarn.ru/project/sova/index.html сутьМудрая сова, конкурс сайтов школьных библиотек
http://iatp.vspu.ac.ru/eratosfen/index.html сутьВоронежский обр. пед унив. Образовательные проекты. Эратосфен.
vphedotov@yandex.ru
http://www.vphedotov.narod.ru
Международная дистанционная олимпиада по математике «Третье тысячелетие», сайт Валерия Павловича Федотова
anons@edu.yar.ru Учебно-методическая служба Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании

Некоторые учителя, прошедшие обучение, хотели бы провести свой проект в сети.

Что для этого нужно?

  1. Продумать этапы проекта и сроки выполнения этапов.
    Например,
    Ответы на викторину,
    • если вопросы простые и из учебной программы потребуют 4-5 дней (1-2 дня получение результатов - у людей могут быть трудности с получением почты, 1-2 дня на поиск ответов, 1 -2 на оформление и отправку)
    • если вопросы требуют анализа и поиска можно увеличить время на неделю-две (чтобы определить необходимое время, лучше всего опробовать викторину у себя в школе или проверить на собственных детях)
    • оценка результатов для новичков займет не менее недели. Не стоит загонять себя в жесткие рамки, лучше предусмотреть резерв времени, чем потом отвечать на взволнованные письма участников.

    Творческое задание

    • требует длительного времени (три недели и более)
    • лучше заявить темы творческих заданий в начале проекта, тогда у участников будет время на обдумывание.
  2. Продумать, какие сведения об участниках вы хотели бы иметь и запросить их при регистрации проекта, когда проект уже идет или закончился это сделать сложнее. На мой взгляд, анкета обязательно должна содержать:

    Название команды
    ФИО руководителя
    ФИ участников
    Класс, школу
    Адрес почтовый
    Адрес электронный

    Для одушевления работы можно включить девиз или жизненное кредо каждого участника, фото команды.

  3. Продумать, как вы будете награждать победителей (грамоты, призы, виртуальные дипломы, благодарности) При этом подумайте, а чтобы вы предпочли получить сами. Из опыта скажу, что учителя больше любят официальные бумаги, а дети призы.
  4. Создать в Publisher эскиз сайта проекта и разместить его в сети. Эскиз должен обязательно содержать аннотацию проекта, график его проведения, критерии оценки творческих работ (по возможности и других этапов проекта), рекомендации участникам и учителям.
    На сайте своевременно должны появляться задания, результаты их выполнения, список участников, лучшие творческие работы. Пока проект идет, ваши продвинутые дети могут создать согласно эскизу сайт на HTML (например), который будет занимать меньший объем и, следовательно, быстрее загружаться.

В заключении несколько пожеланий по организации работы в школе.

  • Помните о гласности. Не держите полученные знания за пазухой. Смело делитесь ими со своими коллегами. Покажите свой УМП на педсовете или методическом объединении, пригласите коллег на урок, посвящайте в свои планы директора и завучей по научной работе.
  • Берите факультативы или кружки совместно с преподавателем информатики (например, час ваш, час информатика) и ведите их вместе. Вы организуете детей, мотивируете, помогаете найти материал, информатик - учит детей создавать грамотный отчет на ПК.
  • Планируя работу на следующий год, посвятите в свои планы учителя информатики, тогда он сможет предусмотреть обучение детей разнообразным ИТ в рамках уроков информатики или технологии и у вас не будет проблем с работой в компьютерном классе.
  • Не давите на преподавателя информатики и не пытайтесь всех своих учеников мотивировать на создание одних компьютерных презентаций, пусть дети оформляют результаты работы в проекте с помощью доступной им технологии.
  • Если в школе есть хотя бы 1 компьютер, где дети смогут посмотреть созданные ими творческие работы, жаловаться не на что. Сейчас домашних компьютеров стало много и вполне возможно просить ребят оформлять результаты своих исследований на ПК. Чтобы активизировать их работу можно показать примеры оформления работ, созданные Вами и слушателями Вашей группы. Дети охотно откликаются на все новое. В текстовом редакторе многие из них работать умеют, а создание презентаций дело не сложное, они могут его освоить самостоятельно. К тому же методом проектов можно обучать детей и без использования компьютерных технологий. Кто-то создаст презентацию, а кто-то сделает макет из бумаги или нарисует на листе ватмана (или доске) схемы, иллюстрирующие проведенное им исследование.
  • Чем больше проектов Вы проведете, тем проще Вам будет разработать следующий, тем легче Вам будет организовать работу детей.
  • Самое кардинальное решение проблемы свободного доступа предметников к компьютерам, конечно, это отдельный технически оснащенный кабинет и лаборант в нем. А лучше инженерная должность, т.к. спросить можно больше и зарплата выше. Собственно, освоить работу консультанта в кабинете за год может любой учитель, не так много программных продуктов пока используют в работе учителя. Чтобы заработная плата такого работника была выше, он мог бы работать еще и как педагог дополнительного образования, т.е. после уроков учить технологиям ребятишек.

Итак, мы видим, метод проектов не будущее. Его можно применять уже сейчас.
Желаю успеха в нашем благородном деле!

 
 
 
 Дизайн сайта - DenCrazy ART
 
Хостинг от uCoz