Общеобразовательная школа №99  Написать письмо  На главную страницу
 Дорога к знаниям...  Научные работы  Гостевая книга  Добро пожаловать в чат  Добро пожаловать на форум
 Дорога к знаниям...
 
 

 

 Новости сайта Учителя нашей школы / Иностранные языки / Георгий Т.В. / Приёмы интенсивного метода обучения

Георгий Т.В.

Приёмы интенсивного метода обучения на уроках английского языка в средней школе.

Принципы методической системы интенсивного обучения иностранному языку принято называть "Метод активизации возможностей личности и коллектива". Эта система решает, прежде всего, задачу обучения общения на иностранном языке и опирается на не используемые обычно в обучении психологические резервы личности и деятельности учащихся. Высокая эффективность данной системы обучения достигается коллективной активностью на занятиях и чувством ответственности каждого за всех. Для создания естественных условий обучения и облегчения визуальных контактов, желательно чтобы учащиеся сидели полукругом. Текст-по лилог включает лексико-грамматический материал по теме. Диалоги должны быть динамичны и естественны, чтобы их легко было запомнить. Полилоги представлены с пофразовым переводом на русский язык. Для того, чтобы передать более точный смысл высказывания и исключить необходимость пользования словарем. Для закрепления полилога используются различные виды отработки: ролевые игры, проблемные ситуации, этюды, эмоционально положи ельные установки, которые способствуют вовлечению учащихся в среду общения. Музыкальные паузы, пословицы, поговорки, стихи способствуют возникновению положительных эмоций. Интенсивная методика обучения иностранному языку с помощью полилога предполагает свободное общение в рамках темы, определенной ситуации, овладение фразовыми моделями и клише. Лексика в курсе интенсивного обучения активизируется в процессе коммуникации. Учащиеся освобождаются от скучной, малопродуктивной работы по осмыслению слов при помощи словаря. Грань между активной и пассивной лексикой в условиях интенсивного обучения стирается, так как вся лексика активизируется в процессе коммуникации. Лексика направлена на вариативное употребление. Полилог нацелен в основном на устное общение и является потенциальным средством для обучения другими видами речевой деятельности - чтению и письму.

Полилог предполагает четырёхкратное предъявление:
1 предъявление - введение в ситуацию (учитель, сам от имени всех действующих лиц предъявляет полилог)
Фраза на английском
Фраза на русском
(1 предъявление без опоры на текст, распределяют роли)
2 предъявление (весь полилог) (полукруг - Т в центре. Т - смотрите на меня, слушайте меня, повторяйте за мной с моими жестами, мимикой и интонацией) (30 -40 минут).

Схема работы:

Т - фраза на английском Ps хором повторяют
Т - перевод
Т - фраза на английском Ps хором
Каждая фраза проигрывается, пропевается, ритмично проговаривается.
3 предъявление (активный сеанс) 15 минут. Учащимся дается установка на припоминание английской фразы после произнесением её учителем на русском языке и на проговаривание английской фразы про себя после учителя.
Т русская фраза - Ps припоминают
Т английская фраза - Ps проговаривают про себя
4 предъявление (весь полилог) Учитель под спокойную классическую музыку читает весь полилог на английском языке, без перевода (10 - 15 минут)
Полилог предполагает 2 этапа активизации учебного материала учебного полилога:
1 этап - тренировка в общении (первичная разработка)
2 этап - практика в общении (вторичная разработка)
Каждая фраза проговаривается 10 - 12 раз в разных ситуациях - таким образом должна проходить тренировка. первичная разработка направлена на тренировку в общении на английском языке. Это первичное воспроизведение речевых и языковых единиц по заданной учителем модели.
Вторичная разработка - это практика учащихся в общении. Задания выполняются не по модели, а творчески, на базе приобретенных умений и навыков.
Доброжелательный психологический климат - основа успеха обучения. Учитель выступает как лидер общения и как партнёр по общению. Ошибки учащихся исправляются повторением правильного варианта. Их не следует бояться, так как это естественный путь освоения языка.

Из опыта работы с полилогом "Let's Be Friends"

Полилог "Let's Be Friends" предназначен для развития навыков устного общения. Полилог состоит из нескольких блоков по тематическому и ситуативному принципу, так как в него включена тематическая программная лексика по темам: "Магазин и покупки", "Библиотека", "Погода", "Географическое положение России", "Путешествия", "Города". Тематический программный материал значительно расширен за счет дополнительных тем: "Знакомство", "Приветствие", "Знание иностранных языков", "Достопримечательност и Лондона". В полилогах даны ситуации, близкие к естественным, что дает возможность при разработке обеспечить мотивированность речевых действий учащихся. Разработка осуществляется поэтапно. Первый этап предполагает использование в учебном общении речевых единиц по заданной модели. Затем идет анализ грамматических явлений. И второй этап - практика в общении. На этом этапе речевые единицы употребляются без жестких рамок. В полилоге "Let's Be Friends" для активной отработки выделены речевые единицы, необходимые для обсуждения:
1) данные о человеке: кто он, где живет, кто по профессии, какие языки знает;
2) погоды;
3) достопримечательности Лондона;
4) магазина, библиотеки;
5) путешествий.
На этом материале можно активно отработать такие грамматические явления, как:
1) структуры с глаголом would
2) to have to
3) Past Passive Voice
4) структура it is worth seeing.
К полилогу прилагаются задания для разработки.

Задания для первичной разработки полилога.

1. Игра "Who will collect more friends"(выполняется в парах, пары меняются). We have got 5 minutes. You have to meet and make friends with as many people as possible. You have to find out their names, where they came from, how old they are that their professions are, what languages they speak (дается модель).

2. (Выполняется в парах) A group of representatives from Britain came to your office on a friendly visit. Use the opportunity to talk with one of them and find out where he (she) is from, how old he (she) is, what his (her) profession is, and what languages he (she) speaks.

3. Песенка для тренировки фраз о знаниях иностранных языков (на мелодию песенки "В траве сидел кузнечик").
I speak several languages (3)
And have good command English
What languages do you speak?
What languages do you speak?
What languages do you speak?
What languages do you speak?

I speak an English fluently (3)
And French I speak as Frenchman
Does anybody speak Russian?
Does anybody speak Russian here?
Does anybody speak Russian?
Does anybody speak Russian here?

I have good knowledge of English (3)
Of English and of French
But not much knowledge of Russian (6)

4. Игра
Отработка структуры "Would you like to visit, to see, to taste and etc.
Yes, I would
No, I wouldn't
Guess what place I'd like to visit in London.
(на доске иллюстрации с достопримечательностями Лондона) Houses of Parliament, Buckingham Palace, Abbey, St. Paul's Cathedral, British Museum, Tower of London, London Bridge. (Проиграть несколько раз)

5.Песенка
What would you like to read (see, eat, taste, and etc.) girls
I'd like to read…
(отрабатываться может лексика по любой теме в этих структурах, в данном случае тема "книги")
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
What would you like to read girls?
I'd like to read some detectives.
I'd like to read some fiction.
I'd like to read some novels.
I'd like to read some fairy tales.

6. Стих для тренировок структур из полилога
I haven't yet made up my mind
I haven't yet made up my mind
I haven't yet made up my mind
But let us hope for the best.
I with great pleasure
I with great pleasure
I with great pleasure
As you have said it.

7. Песенка для отработки (тренировки) структур (I'd like to see; It is worth seeing and etc)
What are you planning?
What are you planning?
What are you planning?
To visit
What do you advise to me?
What do you advise me?
Do you advise me to start with?
to start with?
I'd like to see park by the way.
I'd like to see park by the way.
I'd like to see park by the way.
Park is worth seeing every day.
Park is worth seeing every day.
Is Omsk worth seeing by the way?
Is Omsk worth seeing by the way?
Is Omsk worth seeing by the way?
Yes, it's worth seeing every day.
Yes, it's worth seeing every day.

8. Задания для тренировок структур в Passive Voice
Стих
"Mowgli" is a very good book.
I read it time and again.
Who wrote it by the way?
Please, tell me the author's name.
"Mowgli" is a very good book.
It was read by me time and again.
Who was it written by?
Please, tell me the author's name.

Question: Who was the book "Mowgli" written by?
Who was the book "Adventures of Tom Sawyer", written by?

"Robinson Crusoe", "Treasure Island", "Gulliver's Travels", "Alice in Wonderland"
The book … was written by …
Choose the right names of authors: Daniel Defoe, Lewis Carroll, Robert Stevenson, J. Swift.

9. Игра-беседа "Wrong Statements" (участвует вся группа)
I don't remember exactly who was this book written by. But I'll do my best to recollect it. Help me if I'm wrong.
Pattern
T. - "R. Crusoe" was written by L. Carroll, wasn't it?
P. - No, it isn't, it was written by D. Defoe and etc.
Так можно отрабатывать названия достопримечательностей Лондона.

10. Аудирование.

What is a Library?

A library is a collection of maks. If you have fifty or sixty books at home, it is your library. A library is also a building where a collection of books is kept. There are children's libraries and public libraries from which we can take books out. We may take out three books at time and keep them fortnight. If we have not finished reading a book by the end of the fortnight, we may renew it for another fortnight. Most public libraries have reading rooms. In the reading room there are tables at which we can sit and read a newspaper, a magazine or a book. At the library there are books, books of poems and travel books, books on history and geography, books on science, novels, short stories, newspapers and magazines. How many books are there in your library?
What is reading room?
What kind of books can we take from the library?
How many books can we take from the library at once?

11 Игра "Snowball" (участвует вся группа).
And now I suggest you to play a game. I'll give you an opportunity to show you're a brilliant memory. We are going to play snowball. The first pupil says, "I'd like to see British Museum in London"; second pupil says, "First pupil would like to see British Museum in London, but I'd like to see Houses of Parliament"; third pupils says, "First pupil would like to see … , second pupil would like to see … , but I'd like to see Big Ben in London".
(можно отработать структуру have to и лексику по разным темам)


Задания для вторичной разработки полилога.

1. A delegation from Russian came to Britain. Talk to them and find out everything they want to see in London. Tell them some things about London they interested in.

2. Аудирование

"What city is it?"

It is the second largest city in England. It is a very old city. For a long time it was the center of the cotton trade not only in Britain, but in the whole world. It was the first city in Britain that build airport in 1929. It is an important cultural center and has many libraries, museums, art galleries. It has been the twin city of Leningrad (Sankt-Petersburg) since 1956. Guess what city is it and tell us the story about another city or sightseeing London and we guess what city or place or building it is.

3. If you are in tour you'd like go sightseeing, or to do some shopping and what kind of weather is pleasant for this.
Speak about weather.

4. While using phrases from the rhyme and from the song let's act out dialogues (Стих и песня под №6 и №7 в заданиях для первичной отработки полилога).

5. Reproduction the conversation according to this plan greeting, acquaintance, about foreign language.

6. Tell what you'd like to buy at the shop and tell who usually goes shopping in you family.


Литература:


1. Игнатова Т.Н. "Английский язык. Интенсивный курс"
2. Игнатова "Movement games"
3. Ступин, Воронин "I can speak English"
4. ИЯШ №6 1988 г. "Принципы интенсивного обучения иностранному языку"
5. ИЯШ №3 1989 г. "Интенсивная методика на внеклассных занятиях и в школе"
6. ИЯШ №4 1989 г. "Задания для разработки полилога"
7. ИЯШ №3 1990 г. "Лексика в курсе интенсивного обучения в старших классах"
8. ИЯШ №6 1990 г. "О включении элементов интенсивного обучения в преподавание иностранного языка в средней школе"
9. ИЯШ №1 1991 г. "Интенсивные методы обучения иностранному языку и средняя школа"

 
 
 
 Дизайн сайта - DenCrazy ART
 
Хостинг от uCoz