Общеобразовательная школа №99  Написать письмо  На главную страницу
 Дорога к знаниям...  Научные работы  Гостевая книга  Добро пожаловать в чат  Добро пожаловать на форум
 Дорога к знаниям...
 
 

 

 Новости сайта Учителя нашей школы / Математика и информатика / Брылько М.Д. / Методика

Статья из Сборника трудов научно - практической конференции "Проблемы обучения информатике и информатизация учебного процесса школы", март 2006 года

М.Д.Брылько
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №99
с углублённым изучением отдельных предметов»
учитель информатики

Активизация деятельности учащихся в процессе итогового контроля знаний и умений по информатике в 5 классе (по программе Н. В. Макаровой)

Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом уроке. Но после изучения одной или нескольких тем целесообразно проводить специальные уроки контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Ю. К. Бабанский, рассматривая данную проблему, различал три вида контроля [1]: внешний контроль учителя над работой ученика; взаимоконтроль учащихся; самоконтроль. При этом последние два рассматриваются как основные и утверждается, что постепенно внешний контроль следует заменять взаимоконтролем и самоконтролем.

Существуют различные формы итогового контроля: зачет, письменная контрольная работа, защита рефератов, курсовая работа, экзамен [2].Использование только выше-указанных форм недостаточно для проведения итогового контроля в 5-м классе. Для активизации деятельности учащихся в процессе итогового контроля целесообразно провести его на основе использования игровых технологий.

Преимущества игровых технологий заключается в следующем: использование игровых технологий активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний, побуждает каждого ученика работать активно и увлеченно, является отправной точкой для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету [4]. Что же касается проблемы воспитания взаимоконтроля и самоконтроля, то в процессе игры они формируются как нельзя лучше.

Для создания и режиссуры дидактических игр требуется повышенное методическое и профессиональное мастерство, кроме того, это требует много личного времени, которого и без этого так не хватает учителю [4]. Однако, эффект от использования игровых технологий в процессе обучения настолько велик, что любые затраты сполна будут оправданы.

Можно, например, провести итоговый контроль по окончании изучения разделов «Учимся работать на компьютере» и «Компьютерная графика» в курсе информатики 5 класса по программе Н. В. Макаровой в форме КВН. Игра рассчитана на два урока.

Цели:

    Образовательные:

  • проконтролировать уровень овладения знаниями терминов, используемых в процессе изучения программы Калькулятор, текстового редактора Блокнот и графического редактора Paint;
  • проверить усвоение основных понятий;
  • произвести контроль умений работы с этими программами;
  • обеспечить условия для более глубокого осмысления учебного материала.

    Воспитательные:

  • формировать у учащихся интерес к предмету информатики;
  • умение работать в группе;
  • создать необходимые предпосылки и условия для самоуправления и самоорганизации коллективной учебной деятельности;
  • воспитывать ответственность за свою работу и поведение, за работу своей учебной группы, развивать навыки коллективного труда;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, настойчивость;
  • воспитывать и совершенствовать произвольное внимание.

    Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности (анализировать, обобщать, систематизировать изученный материал);
  • эстетические и художественные способности;
  • умение делового общения;
  • умение самооценки и самоконтроля, взаимоконтроля.

Структура и содержание деятельности учителя и учеников на таком уроке представлены в таблице.

Рассмотрим, какова может быть система оценивания конкурсов. Например, задание конкурса «Разминка»: заполнить таблицу, содержащую столбцы «Блокнот», «Paint», «Калькулятор», терминами из списка «палитра, границы окна, поле ввода чисел, строка меню, рабочее поле, панель Набор инструментов, полосы прокрутки, пиксель, заголовок окна, фрагмент» (возможно повторное использование терминов). Максимальная оценка составляет 5баллов (за 19 слов, правильно внесенных в таблицу). Если слов в таблице оказалось меньше, то баллы можно присудить следующим образом: 4 балла - за 17 слов, 3 балла – за 15, 2 балла – за 13, 1 балл – за 10. При подведении итога игры подсчитывается сумма баллов по всем конкурсам. Первое место присуждается команде, набравшей наибольшее количество баллов. В более сильном классе это число может оказаться значительно выше, чем в слабом, поэтому выставление оценок должно корректироваться в зависимости от класса. Например, первое место заняла команда, набравшая не 40 баллов (что соответствует максимальному количеству баллов по всем конкурсам), а только 30 баллов. В этом случае 30 баллов могут соответствовать оценке 5, 20-30 баллов – оценке 4.

Основные этапы и содержание деятельности учителя и учащихся на уроке, проводимом в виде дидактической игры КВН по информатике

СтруктураСодержание деятельности
учителяучеников
Подготовительный этап.
Разделение детей на команды.
  • разработать конкурсы, систему оценивания, правила игры, подготовить отпечатанные карточки и файлы с заданиями для конкурсов, сводную ведомость для подведения итогов,
  • помочь ученикам разделиться на 3 команды (примерно по 5 человек), выбрать капитана, помощника капитана, художника, консультанта по математическим расчетам, корректора; объяснить, в чем заключается их роль;
  • объяснить в чем заключается домашнее задание и как его подготовить,
  • подготовить объявление о месте и времени проведения конкурса, призы победителям,
  • подготовить необходимое количество листов бумаги, ручки, карандаши, резинки, линейки для выполнения заданий,
  • объявить какой учебный материал нужно повторить, организовать детей для подготовки и оформления помещения к игре,
  • проверить исправность работы компьютеров.
  • Желательно подобрать членов жюри из учащихся старших классов, подготовить их.
  • разделиться на 3 команды, выбрать капитана, помощника капитана, художника, консультанта по математическим расчетам, корректора,
  • повторить изученный материал,
  • придумать название команды, девиз и приветствие соперникам и членам жюри,
  • выполнить домашнее задание,
  • подготовить таблички с названием своей команды,
  • красочно оформить помещение и подготовить к игре.
Процесс игры Предлагается восемь конкурсов  
1. Конкурс «Приветствие» Объявляет конкурс и максимально возможное количество баллов (4б). Оценивает результаты Произносят название, девиз, приветствие
2. Конкурс «Домашнее задание» Объявляет конкурс и максимально возможное количество баллов (5б) за участие в нем.
Жюри (или сам учитель) оценивает результаты.
Представляют оформленные кроссворд и пиктограмму
Следующие конкурсы: Разминка (5б), Конкурс капитанов (8б), Конкурс художников (5б), Словослов (5б), Один помощник – хорошо, а два – лучше (5б), Ах, эти окончания (5б)
Подведение итогов Считает сумму баллов, набранных каждой из команд. Объявляет результаты, комментирует степень участия детей. Объявляет оценки. Награждает победителей Слушают оценки и комментарии, получают призы.

Место КВН в классификации дидактических игр:

  1. по виду деятельности КВН можно отнести к:
  • интеллектуальным, т. к. среди заданий конкурса имеются творческие, нестандартные, задания, алгоритмы, решения которых дети должны разработать сами;
  • трудовым, т. к. способствует закреплению умений и навыков работы с клавиатурой и манипулятором мышь;
  • социальным, т. к. в процессе игры легче устанавливается контакт между детьми, они учатся общаться между собой, действовать сообща, оказывают поддержку своим друзьям и членам своей команды, учатся распределять дела и обязанности между членами временной социальной группы (команды). Таким образом, КВН помогает школьнику в процессе социализации, способствует его ускорению;
  • психологическим, т. к. участие в КВН помогает школьникам полнее раскрыть свой внутренний мир, помогает установить новые связи со сверстниками, да и с учителем, причем такие, которые в обычной обстановке далеко не всегда могли бы вообще появиться. Таким образом, данная игра помогает решить проблемы, связанные с процессом социализации, и ряд внутренних комплексов;
  1. по характеру педагогического процесса КВН можно отнести к:
  • обобщающим и контролирующим играм;
  • развивающим мышление учеников;
  • продуктивным играм, т. к. часть игровых заданий выполняется по уже известным алгоритмам, другая часть заданий – творческого характера;
  • коммуникативным играм, т. к. помогают учащимся установить контакт, развить способность к общению, создает благоприятную психологическую атмосферу;
  1. по характеру игровой методики можно отнести КВН к:
  • предметным играм;
  • ролевым играм, т. к. участники играют в своих командах разные роли (капитан, помощник капитана, художник, консультант по математическим расчетам, корректор).

Библиографический список

  1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М., :Педагогика,1989,560с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация – М.,:Academia,2001,455с.
  3. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер,2006.
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 3–5.
  5. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. – М.: Просвещение,1985,224с.
  6. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение,1987,224с.


 
 
 
 Дизайн сайта - DenCrazy ART
 
Хостинг от uCoz