домой
На Руси Масленица празднуется на последней неделе перед великим постом (за 7 недель до Пасхи)
и приходится на период с конца февраля до начала марта.("Масленушки",шк.85)
Отмечалась она гулянием и блинами и называлась масляной неделей,
которая предшествовала "печальным дням" великого поста. Каждый день на Масленице имел свое
название. .("Скоморошечки",шк.85)
Дни назывались так:
- Понедельник - "встреча",
начало праздника.
Пели песни, ходили с соломенным чучелом Масленицы по деревне.(ДЮО "Кловис",г.Омск)
В этот день полагалось сооружать ледяные горки и раскатывать их: чем дальше катятся
салазки - тем длиннее вырастет лен. А чем громче при этом шум и смех - тем обильнее будет урожай. (шк.50, Челябинск)
А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно
качаться на качелях - чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу
справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Пётр Великий открывал Масленицу
и катался на качелях вместе с офицерами.(Шк.97,г.Омск)
B этот день встречали гостей, устраивали общие горки, качели, столы со сладкими яствами.
Дети утром делали соломенную куклу Масленицы, наряжали ее, бегали с лаптями по деревне, кого
встречали спрашивали: "Везешь ли Масленицу?" Тех, кто отвечал отрицательно, колотили лаптями.
Было принято посылать ребятишек с первовыпеченными блинами на огород, где они скача верхом на
кочерге, кричали: "Прощай зима! Приходи лето красное! Пахать пойду!"("Масленушки" и "Скоморошечки", шкю85)"
- Вторник - заигрыш или заигрыши, (шк125)
В этот день начинались веселые игры, а за потеху
и веселье угощали блинами. (шк.50,Челябинск)
С этого дня начинались разные развлечения: ряженее, катание с горок и по улицам на санях, девичьи качели, строительство снежного городка.(ДЮО "Кловис",гОмск)
- Среда - лакомка, сладкоежка (гим.26)
Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают
по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи!" На первом месте в ряду
угощений, конечно, блины.
В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
- Четверг -разгул, перелом, широкий четвегр(шк.43) разгуляй-четверток, широкий четверток, разгул, перелом,
По улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песли.("Скоморошечки" шк85)
Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а женщины
, старики и дети выступали в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.(шк.97)
Возили по улицам мужика с вином и калачами, сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.(шк.49)
Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся!
За деревней втыкали длинную жердь с привязанными на голые ветви тряпками. С этого времени к ней приносили крестьяне - кто худую
соломку, вытрясенную из матраса, котором лежал больной, кто сношенные лапти, прохудившиеся туеса, солому,
которой стирали пот с отелившейся коровы.(шк.43)
- Пятница - тёщины вечёрки или тёщины вечера,(шк.50, Челябинск)
Говаривали: "Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки"Зятья угощают своих тещ блинами.
Приглащения бывают почетными, со свею роднею к обеду, или запросто на один ужин. В старину зать обязан был с вечера лично
пригласить тещу, а потом утром присылал нарядных званых.(шк.43)
- Суббота - золовкины посиделки, молодая невестка приглашала
своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок.(шк.49)
Уже в субботу накануне Масленицы начинали праздновать "малую
Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом
встречали возврашающихся с базара вопросом :"Везёшь ли Масленицу?". Кто
отвечал "Нет", того били лаптями.(шк.125)
Также суббота объявлялась родительской (поминали родителей)(ДЮО"Кловис")
Когда приходили с кладбищ, то блинами от родительской закармливали и скот: "
Чтоб скотина велась, не переводилась"(шк.43)
- воскресение - прощёный день, проводы масленицы, целовник,(шк.100, Пермь) заговенье на
Великий пост, (шк.125)
В этот день просили прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и , облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу.
Чучело Масленицы сжигали. Это символизировало уничтожение зимы,чтобы ускорить приход весны.(2а,шк.50,Челябинск)
А последнее воскресение перед масленицей называлось "мясное воскресение". В этот день тесть ездил
звать зятя "доедать барана".(шк.125)
домой