Команда, школы 97 г.Омска
Черникова Марина – 12 лет.

ОБЫЧАИ МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ

Рисунок Овчинниковой, шк.97, Омск  Перед наступлением Масленицы, то есть в воскресенье, вечером крестьянская молодежь выходит на устроенные ледяные горы "встречать Масленицу" песнями, после чего поздно возвращается домой. Ребятишки, приготавливая к масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают:
"Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк двор: на горках покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!".
Встречают Масленицу и в понедельник, то есть в первый день. Дети на снежных горках приговаривают: "Звал, позвал честный семик широкую Масленицу к себе в гости на двор!" Сбегая или скатываясь на салазках с гор, они кричат: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" В иных местах дети лепят снежную бабу, которую называют "Масленицей", сажают ее на санки и скатывают с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!"
   Празднование Масленицы начинается со среды или с четверга.
 С половины недели Масленицу повсюду проводят по-праздничному, с широким размахом и с разными затеями. В некоторых местах устраивают на санях чучело, изображающее Масленицу, надевают на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывают кушаком, обувают в лапти. Со среды и до конца Масленицы чучело возят по соседним деревням.
 В иных местах по средине больших саней водружают разукрашенный лентами столб, на вершине которого укрепляется чучело, в сани впрягают несколько лошадей, иногда даже двенадцать, около столба помещаются разрядившиеся мужики и женщины, которые поют песни под аккомпанемент гармоники. В таком виде они разъезжают по деревне, где из них радостно встречают и угощают. Деревенская молодежь в продолжение Масленицы устраивает общие вечеринки, подобно тому, как это бывает и в рождественские святки. Днем молодежь веселится обыкновенно на улице, разгуливая с песнями и гармониками или, устраивая хороводы, ходят парни и девушки на ледяные горы, с которых катаются на больших санях, усевшись большой толпою. Часто также парни катаются с девушками, за которыми ухаживают, на лошадях. Катание на лошадях – необходимое развлечение на Масленице. Чем больше кто катается на лошадях во время Масленицы, тем длиннее у того уродится лен в наступающем лете.
 В последние дни Масленицы веселье достигает наибольшего оживления. Так, в последний день Масленицы на санях устраивают столб около сажени высотой, а на верху столба – колесо. Столб обвешивают вениками. На колесе усаживается мужик с гармоникой, или же устраивают на нем чучело в виде молодухи, изображающее Масленицу. Чучело обвешивают пучками соломы, льна, сковородками и даже блинами. В сани, где помещается "Масленица", запрягают пару или тройку лошадей, и усаживаются до десятка парней и девушек, после чего отправляются кататься по всей своей деревне, или же едут в ближайшие соседние деревни. Катание сопровождается песнями, шумом.
 Гривы лошадей, сбрую и дугу украшают лентами, подвязывают лошадям бубенчики, колокольчики. Парни и девушки надевают лучшие одежды, некоторые из них переряживаются и даже маскируются. Когда катающиеся приезжают в нужную деревню, мальчишки, поджидающие их, устраивают какие-либо преграды: снежную стену посредине улицы, или же по средине дороги, по которой приходится ехать катающимся, зажигают вороха соломы. Переехать через такую ограду считается верхом удальства. В воскресение в некоторых местах устраиваются состязания в беге лошадей.
 Во многих деревнях во время Масленицы сооружают снежные городки: это довольно высокий снежный забор, а вокруг него еще несколько рядов снежной насыпи, пониже главного забора. Все эти сооружения поливаются водою, чтобы были тверже. В последний день Масленицы происходит взятие таких городков. Парни, участвующие в забаве, разделяются на две партии, одни защищают город снежками, другие нападают.
 Катание, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжаются до вечера, когда в заключение всех затей, провожают Масленицу, то есть, сжигают чучело, изображающее Масленицу, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где встречали Масленицу. Сжигают ту Масленицу, с которой катаются в последний день. Устраивают за деревней огромный костер из сухих веток, дегтярных бочек, льна и соломы. Чучело привозят к костру прямо с катания, или же насаживают его на шест и торжественно подносят к костру. Сжигают чучело при пении песен и громких криках. Когда горит Масленица, замечают, как исчезает дым. Если он поднимается столбом вверх, то это по доверию крестьян сулит в наступающем году урожай, если же нет, то урожай будет плохой. Сожжению Масленицы по местам приписывается такое знаменье: через это сожженье сжигаются на весь пост все удовольствия и развлечения. Все затеи продолжаются до вечера прощального воскресенья. Интересен обычай катания молодых. Молодые приезжают на лошадях к горе. Между тем холостые парни забираются на вершину горы. Молодой первый заходит на гору, ему дают ребята сани и он садиться в них. Парни за тем во всю мочь, во всеуслышание призывают молодую. Молодая садится на колени мужа. Холостые задерживают молодых и требуют, чтобы молодая поцеловала мужа 25 раз. Если же молодая не сделает хоть одного поцелуя, то снова целует мужа 25 раз.
 Утром в последний, прощеный день Масленицы делается город. На реке складывают по круговой линии из снега стены, в которых проделываются два столба. Сверх столбов кладется из снега дугообразная перекладина. Перекладину украшают узорами, кусочками угля.
 Перед закатом солнца народ в шумной массе собирается смотреть, как и кто будет ломать город. Или какой-нибудь удалец разбежится тройке лошадей, прорвется через толпу народа, оттолкнет строителей, охранителей города и силой сломает его, а затем быстро умчится на тройке, или же выискивается охотник купить этот город по добровольному соглашению со строителями.
 Купивший город и ломает его для собственного удовольствия. В случае насильственной поломки, охотника стараются поймать и как можно больше засыпать снегом. После того, как город сломан, выискивается охотник доставать платок с мачты, которая зачастую кроме высоты имеет еще то неудобство, что заливается водою и покрывается потому снегом. Но чаще всего платок с успехом достают молодые ребята.
 Обычай "брать город" бытовал на юге России, среди гребенских казаков. С пятницы на Масленице начинают "держать и брать города". Эта игра состоит в следующем. Где-нибудь, по большей частью около общественного хлебного магазина устраивают скамейку, на сколько можно длинную. На нее становятся со всей станицы девушки с длинными палками в руках: Это они собрались "держать город". Против них ополчаются мужчины – "брать город"; в этом деле принимают участие даже восьмилетние мальчики и древние старики. Верхом на лошадях мчатся казаки. Но девушки отбиваются палками и бьют коней без всякой жалости. Осаждающие продолжают наступать на город. Взявшие город имеют право перецеловать всех девушек на скамейке. Бывает, что девушки не желают целоваться, и ударяются бежать. Казаки преследуют "горожанок" и врываются в дом, где спрятались девушки. Тут уж волей-неволей приходится исполнять условие.
 Иногда Масленицу не сжигают, а хоронят. В прощеное воскресенье после обеда собираются девушки и женщины и совершают обряд ее похорон следующим образом: делают из соломы куклу с руками, надевают на нее женскую рубаху и сарафан, а на голову надевают платок. В таком виде кукла изображает собою Масленицу. Затем надевают женщину попом, надевают на нее рогожу вместо ризы и в руки ей кладут навязанный на веревке ошметок – на место кадила. Двое из участвующих в обряде берут Масленицу за руки в сопровождении "попа" пускаются в путь из одного конца деревни в другой. Когда процессия идет в обратный путь, то Масленицу сажают на палки вместо носилок, накрывают ее пеленкой. Дошедши до конца деревни, процессия останавливается. Тут куклу-Масленицу раздевают, разорвут и растреплют всю. Во время шествия с Масленицей "поп", размахивая кадилом, кричит "аллилуйя", а за ним кричит, шумит вся толпа, кто во что горазд: кто плачет, кто воет, кто хохочет, а когда Масленицу хоронят, то поют песни. В заключении нужно заметить, что куклу-Масленицу делают во всех домах, а хоронят только одну.
 В ряде мест маленькие детишки, подростки собирают топливо для костра. Они заходят во все дома. И обязательно в каждом доме возьмут пучок соломы или охапку дров. Или обязательно хозяева принесут. Если хозяева не принесут, то они чего угодно утащат.
возврат
Хостинг от uCoz