[О проекте ][ Участники ][ Праздники ][ Душа России][ Барыня - сударыня ]
[ Ярило - красно солнышко ][ Сочинения ][ Русский каравай ][ Итоги]

команда "Славяне и славянки" школа 26 город Омск возврат

ЯРИЛО

Ярый, яровитый, яркий... В Русском языке они имеют характер, не знающий препятствий, стремления, не знающие пределов. Во всяком случае, в Яриле соединяется то, что принадлежит весне и ее благотворному влиянию на природу,- мужество, сила и вожделение. Не мудрено, что начало года в древности начиналось с весны, потому, может быть, что с весны оживляется природа и как бы оживает. Не потому ли у нас несколько раскаленных углей в печи называются жаром (словац., и чешек. Gar), а иногда говорят "яркий огонь". Этим словом выражают высшую степень света, его силу и прочее.

Слово это понятно и сейчас: ярость, яростный, а также ёра, ерник. Ярило, или Ерило, созвучен с греческим Арес, - любовь и вожделение, с санскритским ари - враждебный, вражеский, враг, с латинским ира (ira) - гнев. Значение слова несет в себе оба свойства: мужества или буйства и сладострастия. Ярило, по мнению профессора Снегирева, означает то же, что Тур и Телец, вошедшие в весеннее созвездие. Как зверь, Тур (буйвол) был всегда представителем ярости, силы и мужества. Певец Игорев в "Слове о Полку Игореве" соединяет оба эти понятия с намерением усилить одно другим: Яр - Тур, Буй - Тур, и Гомер Аресу также придает эпитет - ярый, буйный. Река Днестр у турок и молдаван до сих пор называется Тур. У древних греков и римлян иногда реки сравнивались с Туром по ярости волн и реву, который они производят подобно мычанью.

Между виндийскими и иларийскими божествами встречается Яр и Яровид, сравниваемый с Аресом. У далматов и до сих пор воспевают Яра; можно думать, что Эрот близок к Ярилу по созвучию. Мало того, Яр вошел в собственные имена, что замечаем в русских именах, например: Ярослав, Яромир, Ярополк и пр. Кроме того, во многих местах Северо-Восточной России встречается празднование Яриле, которое закрепилось также и в названии некоторых урочищ. Такие названия, как Яриловичи, есть в Тихвинском и в Валдайском уездах. В Черниговской и Костромской губерниях, близ Чухломы, есть Ярилово поле, под Кинешмой - Ярилова роща, где даже бывает гульбище под Ярилову неделю. В Оренбургской губернии, в Дорогобужском уезде, есть Ярилово. Наконец, наш яровой посев, яровое не связаны ли с этим названием?

"В русском языке сохранился глагол "яриться" - пребывать в состоянии эйфории, беспричинной радости. Корова, которой нужен бык, "ярится". Теленок, бегающий задрав хвост по полю,- "ярится". Весенние всходы - "яровица", "ярь" - зелень. "Яро" - весна по-чешски. "Ярынь" - вешнее состояние, главным образом, природы, когда цветут сады, зеленеют поля. "Ярование" - пение веснянок в старину, когда еще не была утрачена языческая обрядовая сторона богослужения: танцы, пляска, состязания, гадание, пение, игра на музыкальных инструментах, на сопелях, дудках и гуслях, принесение жертвы в лесу, обычно на белом камне, считавшемся Перуновым камнем. Приносили чаще всего ярого агнца, непорочного ягненка, который и был символом единения людей с Небом. "Разъяриться" - впасть в возбужденное состояние. Люди на этих Ярованиях обычно радовались, пели, пили и ели и воссылали хвалу божеству весны.

Ярила - древний бог весны, представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого, быстроногого, и голова его была покрыта звездочками желтых, синих и белых вешних цветов, вокруг которых кружились пчелы. "Яр-мед" - вешний мед, с цветов одуванчиков, вишен, золотых петушков, пролесков. Петушки - ренонкулусы. Анемоны растут на севере, на юге были белые и лиловые горицветы, а перун-цвет - ирисы - росли позже, уже в мае. Вероятно, среди цветов Ярилы были и фиалки, которых на юге много. Вишневый цвет - Ярилин цвет. Ветка черемухи - Ярилина ветка. "Тронуть девушку черемуховой веткой" - считалось объясниться ей в любви. "Ярилин венок ", надетый на шею возлюбленной, означал предложение. Влюбленные клялись именем Ярилы в вечной верности друг другу, ходили трижды вокруг цветущего куста и считались с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка: "вокруг куста венчаны", ибо оба они надевали на головы венки из цветов и были таким образом "увенчаны". Обряд венчания в православной церкви отчасти сохранил эту церемонию. Правда, там цветы заменены коронами, "венцами". Царская корона носила название "царский венец". "Венец" означало в древности заявлять "вено", то есть предлагать выкуп за невесту. "Венчать" - увенчивать венками брачащихся. "Венить" - жать, а "вено" - жатва, а затем, распространительно, поле. Хлеб, жатва - вечная забота хлебороба, а потому брачащийся получал помощницу на "вено", а родители теряли работницу "по вену". Отсюда был обычай выкупа для вознаграждения родителей.

Ярила был покровителем брачащихся, богом влюбленности, любви в широком значении этого слова, в "любовном взгляде на мир". Богом собственно любви был Ладо, Лель и Ляля, любовная чета в противоположность смертной чете Мор-Мары. "Где Люль (Лель) и Ляля, там нет Мор-Мары"- было как бы невысказанным законом, формулой счастливой жизни, а потому Лель (Люль) пользовался большим почитанием в домах, как и Ладо-Лада.

Ярила - бог весны, кроме того, был богом весеннего сева и, будучи богом любви, был особенно благосклонен к людям... Потому-то нет никакого страха в славянской религии перед божеством. Боги или бог славян не наказывал людей, ибо они его слушались во всем и стремились жить по его законам. Понятия о грехе у них не было, но они очищались при Омовлении-Омовении, творя молитву и призывая Сварога, или Купалу, или другое божество при этом. Жертва являлась тем, что виновный в грехе приносил богу. Никакой идеи первородного греха в славянской религии не было. Люди были в союзе с богом, как его потомки. Поэтому и общение их с Ярилой было общением родства. Молодежь считала Ярилу как бы своим божеством и потому славила его, главным образом, она. Хоровод - одна из форм прославления Ярилы. Хороводом назывался общий танец, в котором участвовала вся молодежь. Одна группа состояла из юношей, другая из девушек. Впереди выходила одна из девиц, выступавшая первой, навстречу выходил юноша, тоже игравший первую роль. Танец состоял в ритмических движениях, с тем, что девушки стремились помешать юноше, а все остальные мужчины принимали сторону "жениха". То они шли наперерез девицам, а то девицы захватывали их место. В общем, танец напоминал кадриль прошлых веков, а танцевать в хороводе называлось "хороводиться", или "ладиться".

У сербов существует и до наших дней одна из форм этой кадрили древности и называется она "коло". В самом названии виден круг - символ Солнца, Вечности, божества.

Старые люди говорили, что "прежде знали много разных хороводов"! Наряду с Ярилой возник культ Ладо-Лады и Лель-Ляля. Последний не успел развиться, как христианство сменило язычество, но имя Лель-Ляли осталось в песнях: "Ай, люли, люли!" - и в языке: "У них тишь да лад, да Божья благодать!" Впоследствии "лад" в этом выражении был заменен словом "гладь". Тем не менее согласие выражается и сегодня словом "ладно": "Мирная работа налаживается". Ярила был не только божеством живых, но и мертвых, ибо в Ярилин день живые общаются с мертвыми в братской трапезе на могилах. Ярила был Божеством милостивым, добрым, которое соединяло живых с мертвыми. В эти дни изготовлялось великое множество крашенок, крутых яиц, окрашенных в разные цвета, и в зеленой траве их раскладывали, как цветы, а затем искали. Сколько кто собрал, столько и получал. Потом дети и взрослые катали яйца, гадали, играли, кто проживет дольше.

...О Яриле говорилось: "Ярила, да Купала, да Хорос, в поле цвет, стебель, колос!" - "Яро с Ладогой (Ладога, Ладо!), а Купала с ягодой!"

Поэтическое мировоззрение славян было причиной того, что и до самой революции не умерли еще обычаи того времени: раскрашивание глинобитных полов своих хат разными узорами из синьки, муки и сурика. Во дворах кропили землю оставшейся от крашенок краской.

Ярила, божество вешнее, "шел по полям, и по следам его цвели цветы, где ступала его нога. Там они и расцветали". В русских сказках часто говорится о царевне, по следам которой вставали цветы. Конечно, это символ Яро-Весны, то есть Весны-Ярилы. Ярила пробуждает зелень, цветы и травы, значит он пробуждает и усопших родичей. Таким образом, Ярила был божеством вечной жизни и любви. Ярила является отрицанием смерти как исчезновения, ибо в сказках рассказывали, как "богатырь побил смерть". Конечно, это тоже символ, ибо сказочный и сказовый фольклор является как бы складочным местом оставшихся без религиозного употребления образов. Богатырь в данном случае - сам Ярила, победитель смерти.

Ю. Миролюбов.

"Сакральное Руси"

Нужно, однако же, заметить, что не везде Ярилин праздник обозначен одним числом или одним временем. В селениях Рязанской и Тамбовской губерний бывает этот праздник в разные дни: то в день Всех Святых, то на другой день Петрова дня. Во Владимире на Клязьме - в Троицын день за Лыбедью, у Паталина моста. В Нижегородской губернии празднование Ярилы 4 июня соединяется с ярмаркой, и к этому дню поселянки вырабатывают деньги пряжей на лакомства и наряды. В Твери празднество Яриле, или Яруле, уничтоженное ревностью архипастырей Мефодия и Амвросия в ХIX веке, начиналось с первого воскресенья, после Петрова дня, в Трехсвятском саду, на речке Лазури, куда вечером собиралась молодежь из горожан и других жителей слобод и посада. Они плясали бланжу (танец из 8 пар) под балалайку или другой инструмент. Пользуясь этой возможностью, репужницы (вероятно, от слов "репу режут" или "от репы живут", т.е. мещанки) туда отпускали своих дочерей поневеститься.

Костромской Ярило. В Костроме долгое время существовало обыкновение во Всесвятское заговение хоронить Ярилу. Похороны эти были до глупости безобразны. Так, какой-нибудь бедняк, нищий брал на себя поручение хоронить куклу мужчины, с чрезвычайно развитыми гениталиями, положенную в гробик, а пьяные и трезвые суеверные женщины провожали этот гробик и нелицемерно плакали.

Ярилин праздник. Близ Галича есть поклонная гора; она находится близ села Туровского. Там, как говорят, поклонялись Мерянскому идолу Яриле, да позднее, в неделю Всех Святых, галичане собирались праздновать и гулять. В начале XIX столетия там поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хотели, требуя от него изображать собой Ярила.

Погребение Ярилы. Такое смешное событие торжествовалось еще в XVIII веке в Калязинском уезде, по дороге к Троице, в местности Мерли, или Нерли, под старой сосной.

В Чистопольском уезде, в г. Савине, целую ночь пели и плясали в честь Ярилы. В Воронеже до 17б3 г. ежегодно праздник отмечался перед заговеньем Петрова поста, до вторника второго поста. В эти дни на бывшую площадь в город, за старыми Московскими воротами, стекались горожане и местные жители на ярмарку. К этим дням в домах делались приготовления как к великому празднеству. На месте, отведенном для развлечений, появлялся человек, избранный обществом. Его украшали цветами, лентами, обвешивали колокольчиками, на голову ему надевали колпак, тоже раскрашенный и украшенный лентами. При этом такого человека румянили, белили, а в руки давали позвонки (погремушки). На голову надевали высокий колпак, иногда бумаги, украшали его лентами. В этом наряде под именем Ярилы он ходил по городу, сопровождаемый молодежью.

Это празднество сопровождалось играми и плясками, лакомством и пьянством, особенно кулачным боем.

возврат


Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12

   

Вернуться на сайт

Хостинг от uCoz