[О проекте ][ Участники ][ Праздники ][ Душа России][ Барыня - сударыня ]
[ Ярило - красно солнышко ][ Сочинения ][ Русский каравай ][ Итоги]


возврат

Гимназия 26 Омск, команда "Славяне и славянки"

Свадьба

Ещё в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, " закрывания" невесты и обязательного "пира на весь мир" (хотя был соблюдён православный церковный обряд).

И наоборот: если " языческие" элементы были исполнены полностью, то с церковным венчанием, считалось можно и повременить, приручить его, например, к освещению новой избы или крестинам ребёнка…

Время играть свадьбы

.

Никогда не игрались свадьбы во время постов (за редчайшими исключениями). Избегали назначать свадьбы на постные дни недели (среда пятница).

Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: "на маслину жениться - с бедой породниться".

Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться.

Самым удобным и благоприятным временем, к которому и приурочивалось большинство свадеб, считалось осенние и зимние мясоеды.

Осенний мясоед начинался с Успения (28 августа) и продолжался до рождественского (Филиппова) поста (27 ноября). В крестьянской среде этот срок укорачивался. Свадьбы начинали справлять с Покрова (14 октября) - к этому времени завершали все основные сельскохозяйственные работы.

Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января) и продолжался до масленицы (длился от 5 до 8 недель). Это был самый свадебный период в году, его так называли свадебник, или свадебнец. Свадеб ник, начинался на второй или третий день Крещения, так как в праздничные великие дни, согласно церковному уставу, священники не могли венчать. В весенне-летнее время свадьбы начинали справлять с "Красной горки" (первого воскресенья после пасхи) и до Троицы. В летнее время был ещё один мясоед, он начинался с Петрова дня (12 июля) и продолжался до Спаса (14 августа). В это время (особенно в июле) тоже было принято играть свадьбы.

Свадебные обряды для вступающих в первый, второй и третий брак имели отличия. Если вступающие во второй брак были обе вдовами, то на них не возлагались венцы. Третий брак проходил без венчания, состоял только в молитвословии и вообще церковью не одобрялся.

"Первый брак закон, второй - по нужи прощение слабости ради человеческой, третий - законопреступление, четвёртый - нечестье, понеже свинское есть житие". Тем не менее, дети даже четвёртого брака пользовались всеми правами законных детей в разделе наследства.

Свадебный цикл

Свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов:

Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания).

Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки).

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир).

Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

Чаще всего сватами выступали уважаемые родственники со стороны жениха. Иногда сами родители жениха брали на себя эту роль или приглашали известного своим красноречием и обаянием человека постороннего. Но существовали и свахи, которые почти профессионально занимались этим делом.

Сваты

В роли сватов выступали либо свахи, либо родственники жениха (отец, крестный, крестная, дядя). Но во всех случаях благословление отца жениха было необходимо.

Смотрины

У купцов и мещан смотрины состояли как бы из двух частей: знакомство жениха и Невесты и торг свахи с отцом невесты. На смотринах присутствовали невеста со своими родителями, жених и сваха. Начинались смотрины с краткой молитвы, после чего участники троекратно обходили вокруг стола.

Невеста

Дети принадлежали к роду родителей, но дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж "выходят" - в смысле, выходит из своего рода, покидает его). Девушка должна была "умереть" в прежнем роду и "снова родиться" в другом, уже замужней женщиной. Поэтому и повышенное внимание к ней на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия-знак рода.

Платье

Белое платье на невесте символизирует чистоту, невинность. Но белый цвет ещё и цвет траура, цвет прошлого, цвет памяти и забвения. Другим "траурно-свадебным" цветом был… красный. "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" - пела дочь, которая не хотела уходить из родного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое или красное платье невесты-это "скорбное" платье девушки, "умершей" для своего прежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла наряд. Она бывала в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме жениха и на второй день свадьбы.

Головной убор

Головной убор невесты в крестьянской семье представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делали его девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или даже передавали с одной свадьбы на другую. Белая фата, как и белое платье, прочно вошли в обиход лишь в 60-е годы ХХ века вместе с распространением обряда торжественной регистрации.

Во избежание порчи невеста ехала к венцу накрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверху на платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину.

Невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета, вело к всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а так же не ели и не пили (по крайней мере, невеста) на всём протяжении свадьбы.

Прощание с косой

С языческих времён сохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене две косы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если же девушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичью косу и предъявлял её новоиспечённым тестю тёще вместе с выкупом за "умыкание" девушки. В любом случае замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком (чтобы "сила", заключённая в них, не повредила новому роду). "Опростоволосить" женщину, то есть сорвать с неё головной убор, значило нанести серьёзный ущерб её семье, оскорбить её саму и нажить серьёзные неприятности.

Добрачные дети часто не служили помехой для свадеб. Их матери обычно считались первыми невестами на деревне, так как они уже на практике доказали, что могут выносить и родить здоровых, крепких детей.

После окончания чаепития отец невесты и сваха переходили в другую комнату, где совершался торг, во время которого они договаривались о составе приданного и размере денежной суммы, выдаваемой за невестой. Случалось, что свадьба задерживалась, а то и вовсе расстраивалась, если составленная роспись приданного или денежная сумма не соответствовали желанию сторон.

Родители невесты требовали с жениха некоторого возмещения расходов.

Деньги, которые давал жених, выводом, выкупом или выговорными деньгами.

Невеста во время смотрин была главным действующим лицом, переодеваясь в свои лучшие платья до трёх раз. Невесту подвергали разным испытаниям. Иногда мать жениха спрашивала: "А ловка ли девка?" Тогда невеста брала веник и делала вид, что метёт пол.

Если невеста была кружевницей, то, чтобы показать ловкость, перекидывала из руки в руку коклюшки, а затем выносила кружева, сплетенные для венчального полотенца.

Потом жених и его родители выходили в сени или на крыльцо, где обменивались мнениями о невесте, даже если хорошо её знали. После этого мать невесты подносила жениху стакан медового питья. Если он выпивал весь мёд, значит невеста ему понравилась, в противном случае он лишь пригубливал питьё и возвращал стакан.

В случае удачных смотрин нередко переходили к выпивке, в которой принимали участие все, кроме жениха и невесты. Вино для выпивки обязательно приносил отец жениха.

Смотрины, по традиции, завершались обрядовым молением и круговым обходом стола. В последнем действе принимали участие только родители жениха и родители невесты или сваха с его стороны.

После этого договаривались о дне сговора, который устраивали обычно через две-три недели после смотрин.

Пропой и сговор

После сватовства в доме невесты устраивали пропой (запой, запитушки, запивки, пропойцы, пропиванки) и сговор (своды), где собиралась ближайшая родня жениха и невесты. Пропой и сговор играли роль помолвки и являлись как бы символическим актом, закрепляющим семейное решение о заключении брака.

На пропое родственники жениха и невесты знакомились, оговаривали условия заключения брака, материальные издержки на свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники. Обычно сначала родственники жениха угощали родню невесты привезённым с собой обедом, потом со столов убиралось женихово угощение, на стол накрывала невестина родня и усаживала родственников жениха.

В начале ХХ века сговор чаще соединяли с пропоем, отдельные его моменты могли исполняться на девичнике.

Условившись о приданом, лица, участвующие при сговоре, писали взаимное обязательство о выдаче приданого и совершении брака в назначенный день. Если невеста не была прежде замужем, то её отец и родственники обязаны были удостоверить в её непорочности.

К сговору приглашались ближайшие приятели. Отец вызывал свою дочь из комнаты. Она выходила, закрытая фатой, её спрашивают (почти так, как это делали древние римляне), желает ли она такого-то. Если она отвечала утвердительно, то отец ударял её тихонько новой плёткой, приговаривая: "Любезная дочь! Вот последние удары, получаемые тобой от меня, под властью которого ты доселе состояла: твой присущий муж займёт теперь моё место и отныне сом, если ты не будешь повиноваться ему, будет тебя наказывать". После чего передавал плётку в руки зятя, который принимал подарок, но дарил своей невесте поцелуй.

По окончании переговоров вступающие в брак посылали друг другу подарки, сначала невеста, потом жених, но не виделись до самого совершения брака.

Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. В окружении подруг невеста в плачах демонстрировала любовь к родному дому родителям.

При окончательном сговоре назначался день венчания.

Рукобитье

За неделю или дня за три-четыре до брака происходило рукобитье - пирование у невесты.

Гости входили, молились, садились за стол, на котором стояли на тарелке пирог и соль.

Отец невесты зажигал свечу перед образом, и все в избе вставали, а двери запирали на крючок, чтобы посторонний не сглазил важное дело. Молились.

Потом сват или сватья через стол скрепляли руки сватовей, и, взяв со стола пирог, обводили им вокруг рук сватов, трижды приговаривая: "Дело-то сделано, хлебом укреплено, навеки и навеки, аминь". Над руками пирог разламывали, а потом одну половину отдавали отцу жениха, а другую - отцу невесты.

Этот пирог должен был храниться у жениха и невесты. На свадьбе жених должен был съесть невестину половину, а невеста - женихову.

После разламывания пирога сваты садились за стол угощаться. Невеста между тем причитала, накрывшись платком.

Иногда рукобитье происходило у жениха. В этом случае отец жениха угощал отца, мать и родных невесты.

Подарок

Жених делал невесте подарок: сундучок или ящик, в котором иголки, нитки, шёлк, холст, ножницы и другие вещи, которыми она будет работать, когда станет его женой. Ещё он посылал кнут, изюм, винные ягоды. Тем самым давал понять: если оскорбит мужа- будет бита кнутом, а если будет хорошо себя вести, то изюмом и плодами он обещает, что у ней не будет недостатка в дорогих вещах. Невеста дарила жениху рубашку, платки своей работы.

Накануне свадьбы послал в дом невесты свою сваху с нарядами и уборами, а также с ларчиком, наполненным драгоценностями. Он слал невесте гребёнку, зеркало и коробочку румян.

Девичник

Девичник представлял собой обычно печальное зрелище: невеста прощалась с подругами и, причитая, оплакивала девичество, часто голосили и её подруги, исполнялись грустные песни. Но после песен приезжал жених, и вечер заканчивался веселым ужином.

Девичник обычно походил в последний день или вечер пред свадьбой. К невесте собирались подруги и родственники, а иногда даже знакомые из других селений.

Первой в дом входила от жениха сваха с подарками для невесты и её подруг.

Невеста во время причитаний сидела за столом под платком, с зарытым лицом. Девушки пели песни.

Плачущая невеста обращалась к "красоте", которая лежала перед ней на столе. Потом сестра или одна из подруг невесты брала со стола "красоту" и уносила.

По окончании девичника жених уезжал со своими гостями, а народ расходился.

Невеста, окружённая подругами, шла по селению, ревела.

Из дома выходили дядя и тётка с плачем навзрыд и, обхватив невесту, давали ей денег, сколько при себе есть.

Таким образом, невеста обходила всех родственников, повторяя тот же причёт, затем возвращалась домой.

Oбручение

При обряде обручения жених с родственниками приезжали в дом невесты, все делали друг другу подарки, а жених с невестой обменивались обручальными кольцами. Все действия сопровождались песнями.

Кольцо

Кольцо - одно из древнейших украшений. Подобно любой замкнутой окружности, кольцо символизирует цельность, поэтому его, как и браслет, используют в качестве атрибута брака.

Накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты топилась баня. В баню её провожали подруги, а караульщики охраняли баню. Обычно топил баню брат невесты, а воду носила сестра. В бане невеста мылась мылом, которое прислал жених, угощала подруг жениховыми гостинцами. В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы.

Накануне свадебного дня невесту отвозили в дом жениха с приданым и роскошной кроватью, на которой будут спать молодые. Здесь невеста ночевала со своей матерью и другими женщинами, но жениху её видеть не разрешалось.

У мещан и крестьян приданое часто без особой торжественности перевозили в одной подводе, а иногда просто переносили на руках. Но перевоз постели в дом жениха сопровождался здесь обилием игровых моментов: выкупом постели, пляской свахи с ряженой курицей, пением частушек и т.д. Обычно сразу же после отъезда поезда с приданым невеста, окруженная подругами, произносила свои очередные обрядовые причитания.

Венчание

В день, назначенный для совершения брака, голову невесты накрывали покрывалом и опускали его до пояса. После этого невеста и жених, в сопровождении своих родственников, отправлялись в церковь на свадебном поезде.

Прощание с девичьей красотой. Перед венчанием происходил обряд прощания с девичьей красотой, т.е. прощание с девической радостной жизнью, которую олицетворяла алая лента или нарядная повязка.

В день венчания жених присылал невесте через сваху или свою тётку шкатулку с фатой, восковыми цветами, венчальными свечами, обручальными кольцами, набором гребёнок, духами, иголками, булавками и т.п.

После того, как приносили шкатулку, тётка невесты - снарядиха - начинала одевать её к венцу. Она же её и причёсывала. У горожан невесту обувал свадебный отрок (младший брат или другой её близкий родственник).

Свадебный поезд

Пока невесту одевали, в доме жениха собирался свадебный поезд, в котором должно быть обязательно нечётное количество лошадей и повозок. Первыми ехали дружка с помощником, вторым - жених, третьими - сваты, затем уже все остальные.

Выкуп невесты

К дому невесты первым подъезжал дружка, все остальные ждали. Для дружки важно было миновать охрану - привратников и придверников. Чаще всего охрана удовлетворялась угощением - вином, но иногда приходилось делать подарки. Вслед за дружкой прибывал свадебный поезд. В это время дружка должен был выкупить место для жениха за столом рядом с невестой. Обязательно при этом шли в ход деньги, но часто подруги и родственники невесты испытывали дружку загадками.

Посидев за столом, все поднимались, чтобы ехать в церковь венчаться. Невеста, выходя из-за стола, старалась стянуть с него скатерть для того, чтобы все сидевшие за столом девушки вышли замуж. Родители невесты благословляли молодых одной из икон, которые обычно в этот момент стояли на разостланной шкуре или шубе. Молодым в обувь сыпали хмель и зёрна. Венчание. При венчании жених и невеста давали обещание любить и служить друг другу в продолжение всей жизни. Затем пили вино, сперва невеста, потом жених, который тут же бросал чашу на пол и спешил наступить на неё. То же делала и невеста. Кто из них первый наступал, тот одерживал победу, и считалось, что он всегда будет господином (обычно это удавалось жениху). Как только невеста надевала кольцо, и были провозглашены слова брачного союза, руку молодицы соединяли с рукой жениха, который до этого стоял по одну сторону алтаря, или стола, а невеста - по другую. Когда священник "связывал" брачный узел, невеста подходила к жениху, стоящему у самого конца аналоя, и падала ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак её покорности и послушания, а жених накрывал её полой кафтана или верхней одежды, в знак обязанности защищать и любить её. После этого жених и невеста становились рядом у самого конца аналоя, к ним подходили сначала отец и другие родные невесты, в знак будущего между ними родства и любви. Вместе с тем отец жениха подносил ломоть хлеба священнику, который тут же отдавал его отцу и другим родственникам невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день, и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. После этого они разламывали хлеб на куски и ели в знак истинного и чистосердечного согласия с этими словами, а также в знак того, что с этих пор они будут как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.

Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шёл на паперть, где их встречали с сосудами и чашами, наполненными мёдом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал её за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.

Свадебный пир

На самом свадебном пире молодым предписывалось проявлять воздержанность в питье и еде. Они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога. Во время свадебного пира величали не только молодых, но и устроителей свадьбы - сватов, родителей, гостей.

Второй день

На следующий день после свадебного торжества во время обеда молодая жена одаривала своих новых родственников. С подноса, который держал новобрачный, она брала подарки и поочередно подносила их сначала свекру и свекрови, затем золовкам и деверьям, а потом уже всем остальным. Она дарила шелковые и шерстяные отрезы ткани, большие шелковые и кашемировые головные платки, бисерные кисеты, табакерки.

В этот же день молодой с дружками шли приглашать в гости тестя и тещу. По распространенной традиции, теща (иногда крестная мать невесты) приносила с собой украшенные домашним рукоделием полотенца, скатерти, набожники. В некоторых местах это делали в первый день свадьбы.

На второй день на свадебном пиршестве исполнялись "топотушки", танец, не имеющий определенных правил и заключающийся в ритмичном притопывании под музыку.

Княжий стол. Княжий стол накрывался у невесты на второй день после свадьбы.

Новобрачные входили, умывшись и одевшись, в избу, и их сажали за "княжий" стол, а за новобрачными усаживались все остальные. По окончании завтрака новобрачных снаряжали в путь к тестю и теще и прочим родственникам новобрачной, чтобы позвать их на княжий стол.

За княжим столом новобрачные тоже ничего не пили и не ели, а только, если им подносили вино и пиво, пригубливали его. Новобрачных перед первым столом после брака и перед княжим кормили отдельно в другой избе.

Отводины

Через неделю или более после свадьбы бывали отводины, которые делали отец молодухи и ее родные, бывшие на свадебном пиру.

В назначенный день для отводин тесть ехал звать к себе зятя и дочь, а также и всех родных зятя. После того как отпируют сват у свата, зять у тестя, приглашали молодых к себе по старшинству и прочие родные новобрачной.

На отводинах, таким образом, молодые ходили из дома в дом родных, у каждого угощались: закусками, чаем и водкой. С окончанием отводин свадьбу считали законченной.

возврат


Наши координаты:
Эл.почта: sch099@omsknet.ru
Телефон: (3812)42-42-75
Адрес: 644109 г.Омск-109
Ул. Молодова 12

   

Вернуться на сайт

Хостинг от uCoz