Возврат

Тема:Карманные деньги школьника: роскошь или необходимость?

В этом году Настя пошла в первый класс. Бабушка забирает девочку из школы сама, так что Настя находиться там только 4 часа. Настин папа настаивает на том, чтобы девочке давали карманные деньги - купить сок или воду в буфете, мороженое по дороге домой и т. п. Бабушка выступает против этого, считая, нет никакой надобности Насте иметь свои деньги: все, что ей хочется, она может получить дома. Кто из них прав?

С какого возраста у детей должны быть карманные деньги?

Действительно, начало обучения в школе связано с рядом возникающих проблем, одна из них - дети и деньги. Младшие школьники становятся более самостоятельными, их связи с окружающим миром заметно расширяются, значительное время они проводят вне дома, часто находятся без взрослых. Отсюда закономерен и вопрос: должны ли школьники иметь карманные деньги?

Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Ответ на него зависит от того, каким мы хотим видеть своего ребенка, ведь большинство из нас уверены в том, что наличие денег делает человека независимым, хорошо обеспеченные школьники часто становятся лидерами среди сверстников.

Ребенок, имея деньги, учиться распоряжаться ими, у него развивается хозяйственная жилка, умение планировать, экономить, предвидеть и т.п. Но все это одна сторона медали. Давайте посмотрим ее обыденную сторону. Для этого нам нужно вспомнить некоторые психологические особенности младшего школьника, да и школьника 12-15 лет. Прежде всего, подражательность и импульсивность детей этого возраста. У них еще не развито умение предвидеть последствия своих поступков, критическое отношение к своим действиям - самооценка младшеклассника еще остается завышенной. Всё это создаёт почву для возникновения отрицательных явлений, связанных с наличием у ребёнка денег: он не всегда может контролировать ситуацию (например, дали деньги на книгу, а он купил понравившиеся карандашики или если ребенку лет 13,то и сигареты), легко поддается влиянию других людей (например, без труда старшеклассник продаст ему какую-нибудь "ценную" вещь), не соизмеряет стоимость и ценность покупки (например, может истратить довольно крупную сумму денег на всякие мелочи, не купив при этом необходимую вещь) и т. д. Наличие у младшего школьника карманных денег создает ещё одну проблему, которая, к сожалению, имеет сейчас место, - школьный рэкет. "Как же быть?'' - спросите вы. - Неужели, находясь в школе, ребёнок не может пойти в буфет или купить блокнот? Да и вообще, сейчас совсем другое время - дети должны учиться распоряжаться деньгами! ''Видимо, именно такую точку зрения занимает и отец Насти. Конечно, школьник хорошо знаком с деньгами: он ещё до школы ходил с вами в магазин за покупками, вы ему позволяли рассчитываться в кассе, а иногда вы его одного посылали за хлебом. У него даже есть копилка, куда он складывает деньги - подарки своих родственников. Но обратим внимание, что все перечисленные действия, в которых действовал ребёнок, осуществлялись под контролем взрослого и поэтому не были опасными.

Вот несколько достаточно спорных, с точки зрения моих соседей доводов:

  1. Любая ситуация, требующая денег, может быть заменена другой, так сказать, " без финансовых вложений ". Например, если ребёнку требуется дополнительный завтрак, дайте ему с собой булочку, пирожок. Если ваш ребёнок часто пьёт, пусть в его портфеле будет бутылочка с компотом.
  2. Наличие у младшего школьника карманных денег ставит его, как правило, в преимущественное положение перед сверстниками (всегда найдутся дети, у которых денег меньше или их вообще нет). В данном случае деньги выступают условием провокации.

Вот примеры из жизни:

Я обращалась к школьникам с вопросом:

"С кем бы ты хотел дружить из своего класса?"

И вот какие ответы я получила:

Посмотрите, как по-разному оценивают дети достоинство других: для одних - это умственные способности, эрудиция, умения, а для других - материальные блага. Наличие карманных денег у школьника создаёт ему привилегированное положение среди сверстников, утверждает ложные ценности взаимоотношений между детьми. Более того, позиция превосходства провоцирует детей, не имеющих такой позиции, любыми средствами разрушить её или использовать с выгодой для себя. Старайтесь поэтому, чтобы вашего ребёнка отличало от других наличие не материальных, а духовных преимуществ.

Решите сами, нужны ли вашему сыну или дочери карманные деньги для чего и сколько, но при этом постарайтесь представить отрицательные последствия этого и оградить от них ребёнка. Если же вы считаете, что деньги в кармане вашего ребёнка - обязательное условие существования его в современном обществе, то постарайтесь хотя бы научить его разумно ими распоряжаться. А что же касается моего мнения, то я считаю, что карманные деньги у школьника должны обязательно быть, хоть немного, но быть.

Чем будет более адекватное отношение между затратами и оплатой труда, тем менее болезненным будет очередная просьба ребёнка что-то купить. Ведь не ребёнок же виноват в том, что его родителям "деньги так тяжело даются" и они их "рисовать не умеют". Чем честнее будет объяснение чаду, почему нельзя купить то, что он просит, тем ближе ребёнок будет к реальности и тем легче ему смириться с невыполнением его желаний. Ваш отказ - это не признание того, что вы его не любите, или вам жалко, а лишь признание в том, что вы не всесильны, но готовы уважать и удовлетворять его просьбы, если они вам по силам.

Ребёнок постепенно узнаёт и истинное значение денег, и этому способствует оплата его труда, его времени и его вклада. Но не должны оплачиваться его обязанности. Если в обязанности школьника входит уборка его постели, то не стоит вводить оплату за заправленную кровать. Тем более, вряд ли вы готовы ему платить каждый день. А невыполнение договора может быть воспринято ребёнком с обидой и в дальнейшем уменьшит его доверие к вам. Денежное вознаграждение должно присутствовать там, где имеет место договор между вами и ребёнком, что он выполнит какое - либо задание, в котором и вы и он заинтересованы. Например, для ребёнка достаточно заманчивой выглядит просьба сходить в магазин, когда в качестве вознаграждения может выступать сдача с покупок, при условии, что он точно купит то, что вы ему поручили.

В подростковом возрасте очень важным для ребёнка является возможность заработать собственные деньги. Посредством денег подросток обретает чувства большей независимости от родителей, большую самостоятельность, что играет решающую роль на пути с самоутверждением. Наряду с этим подработка и распоряжение собственными деньгами становится для него пробным капиталом для выхода в будущую взрослую жизнь. Хочу добавить, что желание заработать собственные деньги должно исходить от самого подростка, когда он к этому становится морально готов, а не подталкиваться родителями. И даже если будущая профессиональная деятельность ребёнка связана с семейным бизнесом, будет не лишним, если он попробует заработать где-то на стройке, возможно в кампании своих сверстников.

Карманные деньги у школьника, безусловно, должны быть, но в связи расслоением общества, часто разница в суммах, которые дают детям, может порождать конфликты между ними. Поэтому сумма должна быть адекватной той среде, в которой находится школьник, родители одноклассников могут решить этот вопрос либо между собой, либо посредством классного руководителя.

Материал подготовила
шк.141,г.Омск

   

Вернуться на сайт

Хостинг от uCoz