[Официально]
В советствии со статьями 72- 73 Конституции РФ вся полнота власти по вопросам культуры была отдана субъектам ФЕДЕРАЦИИИ. Действия библиотек, исключая хозяйственную, экономическую и. т д оказались регламентированными рядом .федеральных и региональных законодательных актов
Закон-нормативный принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией Российской Федерации порядке.
Статья 29 п.1 гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, в том числе доступ к мировой сокровищнице культуры - литературе, хранящейся в библиотеках.
Статья 44 п.2 гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и использование учреждений культуры, в том числе и библиотек различных типов.
ВАЖНЕЙШЕЕ МЕСТО В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЕ, КАСАЮЩЕЙСЯ БИБЛИОТЕК, ЗАНИМАЕТ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9.10.1992 36612-1 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КУЛЬТУРЕ.
Опосредованно деятельности библиотек в данном законе касаются статьи 9, 12, 30.
Статья 9 утверждает приоритет прав человека в области культурной деяятельности по отношению к правам самого государства и любой его структуры, в том числе и профессиональной.
КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОХРАНЕНИЮ, СОЗДАНИЮ, РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ОСВАЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Статья 12 гарантирует право каждого человека на доступ к культурным ценностям, в том числе доступ к государственным библиотекам. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности,культурных прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки развития сети специальных учреждений, сохраняя бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств.
Основы оказали решающее влияние на последующие законодательные акты в области библиотечной деятельности, определили обязанности государства в плане обеспечения бюджетного финансирования ,наложили запрет на приватизацию культурных ценностей, хранящихся в фондах библиотек, принадлежащих им зданий и помещений.
В 1994г. в России были приняты два основных федеральных зааакона: "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов". Кроме того, был издан указ Президента Р.Ф. "Об установлении общероссийского дня библиотек".1995г. Непосредственно о библиотеках общеобразовательных учреждений закон о библиотечном деле не упоминает, но ряд его статей касаются их так же, как и всех других библиотек Р.Ф.
Стать1. Основные понятия
Библиотека-информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением другого учреждения.
Статья 4. Основные виды библиотек.
П3. Библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений.
П.4.Библиотеки, предприятий учреждений, организаций.
Статья 5. ПРАВО НА БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Статья 6. ПРАВО НА БИБЛИОТЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Статья 7. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК
Пункт 1.Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
Пункт 6. Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющие его права.
Статья 8. ПРАВА ОСОБЫХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК
Пункт 4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступны библиотеках а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.
Статья 10. УЧРЕДИТЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ
Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом.
Статья12. ОБЯЗАННОСТИ
Пункт 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством. Не допускаются государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, а также использование сведений о пользователях библиотек, читательских запросов, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания.
Пункт 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившиеся в обществе идеологическое и политическое многообразие.
Пункт 3. Библиотеки независимо от их организационно-правовых форм собственности, которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в свободных каталогах, за регистрацию их как части культурного достояния народов Р.Ф., а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных программ сохранения и развития культуры.
Пункт 4. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек.
Пункт 5. Государственные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставить иминформацию о своей деятельности по формированию фондов.
Статья 13 ПРАВА БИБЛИОТЕК
Библиотеки имеют право
Статья 24 ИМУЩЕСТВО БИБЛИОТЕК.
Пункт 3. Порядок использования финансовых средств библиотеки регламентируется ее уставом. Не использованные за отчетный период финансовые средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объеме финансирования на будущий отчетный
Указ Президента Р.Ф. нацелен на привлечение внебюджетных средств и развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования. В качестве попечительских советов общеобразовательных учреждений. Практика создания подобных советов, являясь современной мерой, в то же время учитывает богатый исторический опыт развития системы среднего образования в России.
Проект Типового положения о Попечительском совете подготовлен Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. и опубликован в журнале Народное образование 10 за 1999г.
Отдельного пункта, касающегося школьных библиотек, проект не содержит но п.4, который современное отечественное законодательство позволяет толковать разрешительно, сказано что Попечительный совет может давать рекомендации об изменении и дополнении документов школы, регламентирующих организацию образовательного процесса, т.е. касающихся и школьной библиотеки как одного из фрагментов фундамента организации обучения в школе. Креме того попечительские советы могут определять перечень факультативных курсов и дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, в том числе и библиотекой как его структурным подразделением.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - это информирование и снабжение образовательных учреждений и органов управления образованием, сведениями и техническими средствами, обеспечивающими прямую и обратную связь учреждений образования с другими общественными системами, в том числе информационно- библиотечными.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ вариативных программ и учебников, формирование фондов за счет бюджетов всех уровней и внебюджетних средств, а также функционирование служб маркетинга и информационно- рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности. Кроме того в Федеральной программе реализация Лиссабонской Конвенции и межгосударственных договоров о взаимном признании документов об образовании.
В настоящее время насчитывается около 65 тысяч школьных библиотек, относящихся к юрисдикции Министерства образования. В Федеральном законе О БИБЛИОТЕЧНОИ ДЕЛЕ дается общее определение библиотеки как информационного культурного и общеобразовательного учреждения и закреплены права детей на библиотечное обслуживание в библиотеках общеобразовательных учреждений наряду с другими библиотеками.
Не изменил данной ситуации и принятый закон "Об образовании" 1996г., который не дает определения библиотеки образовательного учреждения как обязательного структурного подразделения школы. Однако в п.14 данного закона написано, что образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры
Таким образом, статус библиотеки общеобразовательного учреждения на уровне законодательных актов федерального значения не рассмотрен, а в региональных законах о библиотечном деле решен не везде и отражает сложившуюся в регионе к моменту создания закона практику.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании 1995г. В.М.Полонского школьная библиотека - это структурное подразделение школ, организующее библиотечное обслуживание учащихся и учителей. Школьный библиотекарь работает в тесном контакте с педагогическим коллективом, является членом педагогического совета, активно участвует во внеурочной работе школы. Основу фонда школьной библиотеки составляет литература, предусмотренная в учебных программах, в том числе пособия в помощь факультативным занятиям. Библиотека осуществляет выдачу учащимся учебников.
Современная библиотека - информационный автоматизированный центр, обслуживающий потребителей в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий, генератор собственных баз данных и комплексов автоматизированных библиотечных услуг.
Кроме того, библиотека образовательного учреждения как его структурное подразделение, которое организует обслуживание учащихся и педагогического состава, осуществляет информационное обеспечение учебного процесса.
Данное определение наиболее полно отражает функции, цели и задачи современной библиотеки образовательного учреждения и может быть взято за основу при разработке уставов библиотек различных типов средних общеобразовательных учреждений. И может быть взято за основу при разработке уставов библиотек различных типов средних общеобразовательных учреждений, Положений о библиотеках и других нормативных документов регионального и местного уровней.
Кроме того, данное определение может быть использовано при определении номенклатуры обязательных и дополнительных библиотечно-информационных услуг библиотек, стать основой для разработки долговременных стратегических планов развития библиотек.
Термин БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ появился в библиотековедческих периодических изданиях в середине 1990г.г., в него заложено противопоставление идеологизированной библиотеки прошлого и современной библиотеки, ориентированной на удовлетворение разнообразных информационных и духовных потребностей личности.
Отличительными чертами такой библиотеки являются следующие постулаты
Этические нормы деятельности школьного библиотекаря отражены в проекте соответствующего Кодекса, широко обсуждающегося в настоящее время Приложение 1.2. Правила пользования, основанные на изложенных выше принципах, требуют от школьных библиотекарей признания и соблюдения этических норм, а именно:
Перечисленные выше образцы частных правил составляют концептуальную основу для разработки правил пользования конкретной библиотекой, с учетом типа образовательного учреждения, его статусных и индивидуальных задач и особенностей а также с учетом состояния информационной среды образования и дополнительными задачами школьных библиотек, связанными с особенностью данной среды. Например, в качестве центра информации библиотека образовательного учреждения предусматривает для удовлетворения информационных потребностей учащихся и учителей использование не только своих информационных ресурсов, но привлечение ресурсов других структур,применение новых информационных технологий, создание традиционных и нетрадиционных библиотечно-информационных услуг.
В качестве же центра общения библиотека образовательного учреждения должна в своей структуре выделять зоны психологической разгрузки читателей, место для их самостоятельной работы читателей с компьютерными и сетевыми технологиями.
Проект подготовил проф. С.П. Гer И Е.С.Протанский
Школьная библиотека является неотъемлемой частью системы школьного образования России,ее сотрудники действуют с ЗАКОНАМИ РОССИЙСКОЙ ФФЕДЕРАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ июль1992г., обязаны соблюдать основные положения Декларации прав ребенка, Этический кодекс Российского библиотекаря
Являясь информационными посредниками между детьми и культурой, мы осознаем педагогический характер нашей миссии и руководствуем первичным принципом профессионала НЕ НАВРЕДИ.
Правила пользования библиотекой разрабатываются на основе Устава данной библиотеки или Положения о библиотеке общеобразовательного учреждения.
Правила пользования библиотекой -документ, фиксирующий взаимоотношения читателя с библиотекой и определяющий общий порядок организации обслуживания читателей, порядок доступа к фондам библиотек, права и обязанности читателей и библиотек.
Правила свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники общегосударственного учреждения.
С учетом возможности библиотеки могут обслуживать также родителей учащихся и других категорий пользователей, возможности и условия обслуживания определяет библиотека.
К услугам читателей предоставляется фонд учебной, художественной, справочной, научно- популярной литературы для учащихся, методической, научно-педагогической литературы для преподавателейю
Библиотека обслуживает читателей - на абонементе, в читальном залею
Режим работы библиотеки соответствует времени работы общеобразовательного учреждения. Для обеспечения дифференцированного подхода к обслуживанию читателей составляется расписание работы библиотеки с выделением определенных дней для посещения групп
2 2.Читатель имеет право
2.3. Несовершеннолетние читатели обязаны:
2.4.При нарушении сроков пользования книгами и другими и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции как правило, временное лишение прав пользования библиотекой.
2.5 Личное дело выдается выбывшим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки выбывшие сотрудники общеобразовательного учреждения отмечают в библиотеке свой обходной лист.
2.6 Умышленная порча и хищение книг из библиотеки предусматривают уголовную ответственность либо компенсацию ущерба в денежном выражении или равноценную замену произведениями печати и другими документами.
2.7 За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им невосполнимого вреда ответственность должны нести родители или поручители
3.1. Библиотека обязана
4.1.Запись читателей проводится на абонементе или другом пункте выдачи литературы. Учащиеся записываются в библиотеку по списку класса в индивидуальном порядке, сотрудники и учителя по паспорту
4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца как документ, дающий право пользоваться библиотекой.
4.3. При записи читатели должны ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательства их об выполнении своей подписью на читательском формуляре.
4.4. Читательский и книжный формуляры являются документами, удостоверяющими факт и дату выдачи читателю печатных и других источников информации и их возвращения в библиотеку.
4.5. Обмен произведений печати производится по графику работы, установленному библиотекой.
5.1 Срок пользования литературой и количество выдаваемых изданий на абонементе определяется дифференцированно самой библиотекой и фиксируется в правах пользования библиотекой.
5.2 Срок пользования может быть продлен, если на издание нет спроса со стороны других читателей, или сокращен, если издание пользуется повышенным спросом или имеется в единственном экз. Не подлежат выдаче на дом редкие,ценные и справочные издания, литература, полученная по М.Б.А.
5.3 Читатели за исключением учащихся 1-2классов расписываются в читательском формуляре за каждый экземпляр изданий, возвращение издания фиксируется подписью библиотекаря
6.1. Литература предназначенная для использования в читальном зале на дом не выдается.
  6.2. Энциклопедии, справочные издания редкие и ценные книги , издания полученные по М.Б.А., выдаются только в читальном зале.
6.3. Число произведений печати и других документов, выдаваемых в читальном зале как правило не ограничевается.
Вернуться на сайт