Вы находитесь в разделе [О нас]
О школьном библиотекаре Назарчук Л.А. написали ученики 6б класса.
|
В настоящее время происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстро меняющимся условиям общественной жизни обновления его средств, форм и методов.-данное утверждение А.Е. Шапошникова в полной мере справедливо и для школьных библиотек. Содержание и технология работы библиотеки определяются совокупностью целей.
Учет библиотечного фонда- это комплекс операций, обеспечивающих фиксацию сведений о величине, составе и движении фонда по установленным правила Процесс учета библиотечного фонда в школе идет следующим образом;
В школьной библиотеке есть систематическая картотека журнальных статей. По своему характеру она является универсальной. Структура картотеки аналогична структуре систематического каталога. Картотека статей носит рекомендательный характер. Кроме картотеки статей в библиотеке имеются тематические библиографические картотеки. В них собираются библиографические описания документов наиболее актуальных для нашего региона. Например - это тематическая картотека ; Люби и знай свой край’’. ‘’Экологическая’ и др.
Преимущество открытого доступа:
Широко раскрыть фонд библиотеки помогают книжные выставки. Книжные выставки - комплекс специально отобранных и систематизированных документов, расположенных таким образом, чтобы вызвать непроизвольное внимание читателя, заинтересовать его или удовлетворить интерес или информационную потребность.
Книжные выставки:
В библиотеке организуются выставки в помощь учебному процессу;
''Новые учебные пособия''.
Эта выставка пользуется спросом не только у детей, но и у родителей. На выставке экспонируются учебные, научно-познавательные, справочные пособия, отраженные в учебных программах. Обсуждение книг также способствует повышению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работе над книгой. Учителя русского языка совместно с библиотекой проводят в школе обсуждения книг. Обсуждаются книги Ю. Яковлева, Тендрякова В. Ю. Сотника и др. В 5а классе с учителем Кузнецовой Г. М. Прошло обсуждение книги Ю Яковлева.Избранное. Обсуждали рассказ ''Рыцарь Вася''.
Вопросы обсуждения.
В библиотеке также проводятся устные журналы. Устный журнал - это оперативный способ информирования о отраслевой и художественной литературы. Устный журнал ''Путешествие в читай город ''. Прошел для младших школьников . Выделили 3 стр.
История создания
Школьная библиотека М.О.У. СОШ 99 была образованна в 1980г. Это было большое помещение без окон, стеллажей и небольшим количеством книг художественной литературы. Фонд художественной литературы насчитывал 320экз. Но объем учебной литературы был огромен, так как школа открылась в новом строящемся микрорайоне, детей в школе было больше 2тыс. 1сентября 1980г.в школу были завезены все учебники.В1984г. в школу пришла работать Назарчук А.А.. Приняла книжный фонд и стала оформлять алфавитный и систематический каталоги необходимые для работы. Фонд художественной литературы пополнялся систематически. Комплектование книжного фонда шло через отдел РОНО. Комплектование было обязательным и бесплатным. Фонд насчитывал 6987 печатных единиц. НО с 1998г. в библиотеку не стали поступать бесплатные учебники и художественная литература.
Технология работы
Технология работы- это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки. Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующим вопросам:
Планирование работы школьной библиотеки продиктовано внешними и внутришкольными причинамии, фиксируются в плане работы библиотеки и работы школы. Планирование школьной библиотеки школы 99 обусловлено образовательными и воспитательными задачами школы.При планировании учитываем исторические и литературные знаменательные даты. План содержит конкретные сроки выполнения позиций плана, фамилию ответственного.
Формирование фондов библиотеки
Библиотечный фонд школьной библиотеки - это совокупность имеющихся в библиотеке документов различных видов на традиционных носителях и нетрадиционных, которые предоставляются читателям на тех или иных условиях во временное пользование. Формирование фондов библиотеки - сложный процесс; это пополнение фондов библиотеки , которое, в основном, идет за счет родительских средств. В 2002г. в библиотеке школы прошла инвентаризация фонда художественной и учебной литературы. По результатам инвентаризации можно сделать вывод что с 1998 г. пополнение фонда библиотеки не было, а та литература художественная что имелась в фонде библиотеки пришла в ветхое состояние. Фонд учебной литературы пополняется ежегодно за счет родительских средств. В школе внебюджетные средства привлекаются только на добровольной основе, через бухгалтерию. В сентябре месяце на общешкольном родительском комитете директор, бухгалтер отчитываются какую сумму собрали на приобретение учебников , на какую сумму приобрели учебников. Библиотекарь знакомит родителей с планом приобретения недостающих учебников на следующий учебный год. Обговаривается с родителями сумма на следующий год. Обычно сумма не бывает больше 120 рублей Все внебюджетные средства образуют общешкольный лицевой счет. Учебники, и учебные пособия, приобретенные на средства общешкольного целевого фонда, передаются в библиотеку школы, учитываются суммарно и индивидуально, после чего включаются в фонд учебной литературы с пометкой Р.С. Учебный фонд ежегодно пополняется на 25 -30%
Хранение фондов школьной библиотеки
Учебная литература в школе хранится в закрытом подсобном помещении. Читального зала в школьной библиотеке нет. Расстановка фонда - алфавитная. А для младших школьников - тематическая, так как у этой группы читателей преобладает тематический спрос.
В библиотеке школы имеется алфавитный каталог.(А.К.) Он является основой справочно - библиографического аппарата. Он выполняет функции читательского и служебного каталогов. Библиографическое описание в данном каталоге располагаются в порядке строгого алфавита авторов и заглавий документов. Алфавитный каталог дает точную информацию о наличии в библиотеке школы конкретного документа и отвечает на вопрос, какие документы того или иного автора есть в фонде библиотеки. Алфавитный каталог собирает воедино все произведения того или иного автора вне зависимости от их содержания. Так же он оказывает содействие в поиске документа, когда автор и заглавие неизвестны, но известен ответственный редактор или переводчик. А. К. Так же играет важную роль и при докомплектовании фонда. Справка о количестве изданий того или иного автора дает библиотекарю дополнительную информацию при принятии решения о приобретении документа в фонд библиотеки. В библиотеке школы так же имеется и систематический каталог, который раскрывает фонд библиотеки по содержанию и отвечает на вопрос; какие книги по определенной теме есть в библиотеке. Систематический каталог служит целям самообразования учащихся, пробуждения у них интереса к необходимой книге, но и может подсказать новые темы смежных знаний. С.К. так же служит и средством расширения круга чтения учащихся, так как просматривая интересующий его раздел, читатель имеет возможность выбрать заинтересовавшие его книги, о существовании которых он не знал до начала работы с каталогом. Каталог построен по таблицам ББК, отражает современное состояние науки. Основой для построения каталога служат все основные отделы таблицы ББК.
Структура обслуживания в школьной библиотеке
Структура обслуживания школьной библиотеки - это совокупность функциональных подразделений и пунктов обслуживания, обеспечивающая предоставление читателям обязанных для данного типа нормативных услуг. К числу функциональных подразделений школьной библиотеки относится абонемент, читального зала нет. Абонемент обеспечивает выдачу документов для использования их вне библиотеки. Условиями выдачи литературы через абонемент- это сохранность документов, соблюдение сроков пользования ими, возмещение ущерба в случае потери или порчи документа. Абонемент - пункт выдачи, рабочее место библиотекаря, здесь производится запись новых читателей. В библиотеке открытый доступ выбора литературы, Читатели сами самостоятельно подбирают литературы.
Например; тематическая выставка
Индивидуальное обслуживание читателей в библиотеке - это деятельность библиотекаря по удовлетворению их запросов, консультирование при самостоятельном выборе книг. При записи детей в библиотеку, библиотекарь имеет возможность получить сведения, во время беседы читателя знакомлю с правилами пользования и традициями библиотеки. С детьми начальных классов провожу беседы о прочитанном что позволяет проверить содержание, понимание прочитанного!
Разделы выставки.
как горестен устам чужой ломоть,
как трудно на чужбине ходить и восходить по ступеням.
Обсуждение открыла Г.М. Кузнецова кратким вступительным словом, очень живым, интересным языком дала общее направление выступления.
Комментированное чтение - форма устного знакомства с произведениями литературы, предусматривающая чтение текста в слух с комментариями и обсуждением прочитанного. Данная форма работы применяется с детьми из ГПД.